Минеева Оксана Александровна

05.04.2016

Заведующая кафедрой практической логопедии и детской речи, кандидат педагогических наук рассказывает об особенностях дистанционной подготовки логопедов, логопедагогов, нетрадиционных технологиях в практической логопедии, о трудностях и радостях работы современного логопеда-практика и преподавателя.

1. Оксана Александровна, как Вы считаете, подготовка компетентного логопеда дистанционно по качеству аналогична очной форме? Почему?

На этот вопрос нельзя ответить однозначно. На очной форме могут обучаться люди, имеющие такую возможность, т.е. большое количество свободного времени и здоровье, позволяющее регулярное посещение занятий. Дистанционная форма обучения имеет не меньше плюсов, чем очная, ведь благодаря ей могут обучаться люди, не имеющие возможности посещать учебные заведения по каким-либо причинам, например, по состоянию здоровья (лица с ограниченными возможностями здоровья) или ввиду отсутствия нужного количества свободного времени. Кроме того, дистанционная форма обучения  подходит для людей, проживающих далеко от учебного заведения и не имеющих возможности регулярно посещать занятия. Таким образом, в очной и дистанционной формах обучения имеется одинаковое количество преимуществ.

2. Вам больше нравится преподавать дистанционно или работать со студентами в аудитории?

 Я не отдаю предпочтения определенному виду преподавания. Когда работаешь со студентами «вживую», видишь реакцию, чувствуешь отдачу, имеется прямой контакт с аудиторией. Но преподавать дистанционно не менее интересно! Конечно, не всегда можно сразу почувствовать, что слушатель действительно правильно тебя понимает. Но с обучающимися ведется переписка как личная, так и групповая (на форумах), проводятся вебинары, что дает возможность тесного общения, понимания друг друга, решения возникающих вопросов, пусть даже и на расстоянии.

3. Какие курсы Вы преподаёте в УрИПКиП?

4. Чем запомнился Вам Ваш первый онлайн-урок?

Сначала было непривычно, но, по сути, такая форма лекции отличается только тем, что не видишь собеседника. Это было немного необычно для меня, но только первые несколько минут. В онлайн-лекции я так же излагала материал, как и в обычной аудитории, перед глазами слушателей, получала вопросы в чате и с удовольствием на них отвечала. Первый вебинар был, конечно, волнительным, поскольку раньше мне не приходилось сталкиваться с такой формой преподавания.

5. В круг Ваших научно-практических интересов входит использование нетрадиционных технологий в логопедической работе. Какие из этих технологий Вы находите наиболее эффективными? Реализуются ли подобные программы в УрИПКиП?

В своей практической работе я использую различные технологии, в том числе всевозможные виды логопедического массажа, одним из которых является зондовый. Из личного опыта, а работаю я логопедом уже более 20 лет, могу сказать, что данный вид массажа очень эффективен в коррекции как сложных речевых нарушений, при которых затрагиваются моторные и речевые функции, так и нарушений, связанных только с недостатками звукопроизношения. Большинство логопедов настороженно относятся к этому виду массажа, потому что часто его сравнивают с медицинскими манипуляциями и боятся, что массаж может навредить ребенку. Но, если грамотно освоить технику его применения, можно добиться определенных положительных результатов в коррекционной работе, причем сроки этой работы значительно сокращаются. Освоение данной технологии требует специальной подготовки. В нашем Уральском институте повышения квалификации и переподготовки реализуется программа повышения квалификации «Зондовый массаж. Нетрадиционные методы логопедической коррекции речевых нарушений различной сложности», разработанная с учетом дистанционного формата обучения. Практические задания составлены таким образом, чтобы слушатель мог получить обратную связь от преподавателя с подробными инструкциями и разъяснением правильности выполнения массажных приемов. Контент программы сопровождается обучающими видеофильмами, вебинарами.

6. В чём главная сложность дистанционной подготовки логопедов и как Вы с ней справляетесь?

Помимо того, что слушатели должны систематизировать теоретические знания, им необходимо научиться применять их на практике, овладеть первоначальными практическими приемами коррекционного воздействия, например, способами постановки звуков, умениями проводить логопедическое обследование, грамотно формулировать на основе результатов обследования логопедическое заключение, на основе этого планировать и составлять индивидуальный маршрут коррекционных мероприятий для ребенка и т.д. В процессе обучения с помощью дистанционных технологий, на первый взгляд, это кажется невозможным, однако на кафедре практической логопедии и детской речи работают опытные, грамотные специалисты – практики, преподаватели-методисты, настоящие профессионалы своего дела, которые разрабатывают программы для обучения с учетом специфики дистанционного формата. Обучение носит практико-ориентированный характер и для лучшего освоения материала вебинары обычно иллюстрируются видео-фрагментами, отображающими особенности практических приемов логопедической работы. Так в процессе дистанционного обучения будущие логопеды получают необходимые знания и умения.

7. Назовите главные, на Ваш взгляд, качества студента и преподавателя, взаимодействующих дистанционно?

Преподаватель - компетентность в преподаваемой области, требовательность, тактичность, справедливость, толерантность.

Слушатель - ответственность, исполнительность, тактичность.

8. Работа логопеда с ребёнком по интернету может приносить результат?

Я считаю, может, но, опять же, ответ неоднозначен. Некоторые недостатки можно устранить дистанционно, например, нарушение чтения, письма. Но большинство видов речевых патологий требуют непосредственного контакта специалиста и ребенка для проведения манипуляций, таких как пассивная артикуляционная гимнастика, постановка звуков, выполнение элементов логопедического массажа. Наряду с этим, многое зависит от ребенка. Кто-то может воспринимать человека, сидящего по другую сторону экрана так же, как и при прямом контакте, а кто-то нет. Особенно это касается детей с тяжелой речевой патологией, т.к. мотивировать их на работу, привлечь внимание к занятию  бывает очень и очень сложно. При прямом контакте ребенок понимает, что перед ним находится реальный человек, и воспринимает информацию более осознанно, чем при дистанционном контакте. Поэтому к этому вопросу нужно подходить дифференцированно.

9. В чём основная идея логопедагогики как направления подготовки специалистов, почему логопедагогика сегодня так востребована?

         Логопедагогика является одним из направлений специальной педагогики, которая изучает вопросы развития речи у детей. Логопедагог – это человек, владеющий базовыми знаниями специальной педагогики и психологии, онтогенеза речевой деятельности,  логопедии, умеющий распознать у ребенка речевую патологию, владеющий умениями педагогической коррекции и развития речи, высших психических функций детей с нарушениями речи, элементами логопедических технологий, таких как артикуляционная гимнастика, логопедическая ритмика. Специалист данного уровня знает и умеет организовать развивающие занятия с детьми дошкольного и младшего школьного возраста с учетом специфики их речевого и общего развития, в соответствии с ФГОС. Количество детей с нарушениями речи неуклонно растет с каждым годом, активно функционирует и открывается значительное количество образовательных и развивающих учреждений для детей, поэтому несомненно возникает потребность в компетентных специалистах умеющих  работать с детьми с любыми нарушениями в речевом развитии.

10. За что Вы любите свою работу и как видите своё профессиональное развитие?

В юности я хотела стать врачом, но в силу ряда обстоятельств эта мечта не реализовалась,  в итоге я получила профессию логопеда и не жалею об этом, потому что она сочетает в себе и медицину и педагогику. Работая с детьми на протяжении многих лет, я добивалась положительных результатов в работе, совместными усилиями и детей, и их родителей, устраняя как речевые, так и психологические проблемы, которые часто наблюдаются у детей с нарушениями речи (замкнутость, негативизм). Свою профессию очень люблю и продолжаю работать с большим энтузиазмом, любовью и получаю от этого огромное удовольствие, несмотря на трудности, которые, конечно же, присутствуют в любой профессиональной деятельности. Придя работать в вуз преподавателем 9 лет назад, я открыла для себя новый род деятельности, который очень заинтересовал меня, поскольку, имея достаточный опыт какой-либо профессии, человек просто обязан делиться знаниями с другими, что я и делаю, работая со своими студентами, слушателями. Разработка лекций, практический заданий, подбор эффективных приемов обучения с применением дистанционных технологий, изучение трудностей слушателей, с которыми они сталкиваются и нахождение путей и средств их возможного решения – вот небольшой перечень тех задач, которые я решаю на данный момент, потому что жизнь продуктивна только в развитии и всестороннем росте, в том числе духовном и профессиональном.

Другие новости и статьи >>

Контакты

614007, г. Пермь, ул. Революции, 5/1 (1 этаж)

8 (800) 775-13-49,
8 (342) 235-78-71
© 2012-2017 Автономная некоммерческая организация дополнительного профессионального образования
«Уральский институт повышения квалификации и переподготовки»

Карта сайта