24 мая 2016 года исполнилось 105 лет со дня рождения Ольги Ивановны Скороходовой – знаменитой женщины-учёного, исследователя-дефектолога, единственного в мире слепоглухого научного сотрудника. Её имя широко известно всем, кто связан с дефектологией. Этот человек представляет собой величайший пример целеустремлённости, таланта, ума и оптимизма. Почему?
Ответить на этот вопрос помогут пять кратких фактов:
- В пять лет Ольга Скороходова заболела менингитом, из-за чего ослепла. После потери зрения девочка начала стремительно терять слух и к 14 годам совсем перестала слышать. Слепая и глухая, она постепенно стала утрачивать навыки речи;
- Обучение в специальной школе для слепоглухонемых детей помогло восстановить речь, и впоследствии Ольга стала вести дневники наблюдений;
- В течение жизни Ольга Скороходова опубликовала три книги о восприятии, представлении и понимании окружающего мира людьми с особенностями здоровья. Издания имеют не только художественную, но и высокую научную ценность и актуальны до сих пор;
- Скороходова – единственный в мире слепоглухонемой научный сотрудник, кандидат педагогических наук;
- Награждена Орденом Трудового Красного Знамени за заслуги по обучению и воспитанию детей с нарушениями слуха и зрения.
Комментарий Юлии Викторовны Федоренко, заведующей кафедрой Дефектологии и специальной психологии.
Ольга Скороходова – удивительный человек! С детства лишённая зрения, слуха, едва не лишившаяся возможности говорить, она не просто выжила, она стала знаменитым педагогом, дефектологом, учёным, труды которого актуальны до сих пор. Прожив долгую и наполненную смыслом жизнь, Ольга Ивановна оставила нам свои труды, свои стихи, свою историю стойкости и жизнелюбия.
Но мне хотелось бы также отметить человека, влияние которого на жизнь Ольги Скороходовой стало определяющим. Это её педагог, а впоследствии научный руководитель, профессор Иван Афанасьевич Соколянский. Именно благодаря заботе Соколянского, известного дефектолога, тифло- и сурдопедагога, стало возможным возвращение речи у почти утратившей эту функцию Ольги. Создавший систему обучения слепоглухих детей, и сегодня Иван Афанасьевич стоит в ряду самых выдающихся дефектологов всех времён.
Этот пример ярко показывает, как важно ребёнку с особенностями развития встретить своего учителя! От профессионализма педагога зависит многое, но от дефектолога – ещё большее. Раскрасить мир красками и ощущениями, наполнить чувствами и смыслом – дефектологи это умеют! Но и сами долго этому учатся…
«Думают иные — те, кто звуки слышат,
Те, кто видят солнце, звёзды и луну:
Как она без зренья красоту опишет?
Как поймёт без слуха звуки и весну?!
Я услышу запахи росы, прохладу,
Лёгкий шелест листьев пальцами ловлю.
Утопая в сумрак, я пройду по саду,
И мечтать готова, и сказать: люблю»…
(О.И. Скороходова)