Андропова Людмила Олеговна

02.06.2016

Заместитель директора по научно-методической работе УрИПКиП,  педагог с 23-летним стажем, кандидат психологических наук, доцент рассказывает об особенностях обучения педагогов и психологов, выбирает самые интересные курсы института и объясняет, почему дистанционное обучение сегодня становится эффективнее очного.

Преподаваемые курсы:

Участие в разработке образовательных программ:

  1. Людмила Олеговна, сколько лет Вы работаете в системе дистанционного обучения (ДО)? Какие преобразования, улучшения произошли за эти годы?

Из 23-х лет педагогического стажа вот уже седьмой год я работаю с системой дистанционного обучения. Методики  и приёмы работы за это время заметно усовершенствовались. Если несколько лет назад дистанционное образование сводилось к тому, что мы отправляли задания с тестами по электронной почте, а затем проверяли их, то сегодня процесс обучения проходит в специально разработанной для этого электронной образовательной системе.

Раньше студенты получали для изучения скопированные фрагменты текста из учебников, сегодня они получают доступ к переработанной информации в виде лекций, структурированных и удобных для восприятия. Два года назад мы начали активно внедрять формат вебинаров для занятий со слушателями.

Работа преподавателя теперь стала во многом автоматизированной: автоматически предоставляется доступ к лекциям, автоматически проверяются тесты, и это освобождает время, которое преподаватель может уделить общению со студентами и тщательной проверке заданий.

  1. Чем полезен опыт обучения в дистанционном формате для будущего специалиста?

На этот вопрос я отвечу на примере своих программ. Дистанционное обучение развивает навыки самоорганизации и самообразования – это ценно для любого специалиста, не только психолога. Наши курсы не просто дают человеку информацию, они ещё и учат её добывать. Во всех программах есть ссылки на интересные сайты, дополнительные задания. Так, студенты курса практической психологии учатся онлайн-консультированию, работе с психологическими тестами, практикуются дистанционно с настоящими клиентами, учатся размещать своё резюме, предлагать услуги на специализированных площадках. Слушатели направления «Психология детства и дошкольное образование» получают ссылки на методические сайты, где они могут получить объективную полезную информацию для своей работы.

Мы очень тщательно подходим к выбору таких ссылок, поскольку в Сети сегодня много страниц с недостоверной, неактуальной или низкокачественной информацией. В будущем выпускник уже работает с пониманием того, какие ресурсы ему полезны.

  1. Какими качествами должен обладать современный педагог дистанционного обучения? Преподавать онлайн легче или сложнее?

Никаких особых качеств или навыков, чтобы работать в формате дистанционного обучения, педагогу не требуется. Достаточно быть компетентным и иметь базовые навыки работы с компьютером. Важнее всего здесь практический опыт. Все темы курса рассматриваются через призму профессионального применения. Если вы никогда не работали с настоящими детьми, не консультировали реальных клиентов – в профессиональном образовании вы трудиться не сможете. Потому что здесь учатся не обычные студенты, а практики, которые изначально компетентны в данном направлении и хотят перенять ваш практический опыт. Этим мы отличаемся от вузов, где многие уважаемые люди: кандидаты и доктора наук, - теоретики, отлично разбирающиеся, скажем, в педагогике, но не имеющие опыта реальной работы с детьми.

Преподавать онлайн сложнее. У многих студентов есть негативный опыт обучения, когда преподаватель вместо того чтобы читать лекцию, ведёт разговоры «за жизнь» или даёт задание переписать текст из учебника. В онлайне такого нет, потому что все действия преподавателя фиксируются. Все мои ответы остаются, их можно проверить. Каждый вебинар, лекция требует большой подготовки – разработка презентации, информационного наполнения, и также всё можно воспроизвести в записи. Я говорю только важные и нужные для слушателя вещи и не могу не подготовиться. Также, работая дистанционно, преподаватель не имеет возможности отвлекаться, тратить время на посторонние разговоры и действия, он должен быть полностью сконцентрирован на занятии.

  1. Сегодня слушателей дистанционных курсов приходится учить учиться или они вовлекаются в процесс сами собой?

К поступающим на курсы у нас предъявляются определённые требования в области компьютерной грамотности. Нет, мы не проводим вступительных тестирований, но разъясняем правила, по которым проводится дистанционное обучение, чтобы будущие слушатели могли оценить, насколько готовы к данному формату получения образования. Никаких специальных требований к программному обеспечению компьютера и опыту пользователя не предъявляется. Но человек, неспособный работать, к примеру, в «Word», обучаться дистанционно не сможет. На протяжении курса все действия слушателя сопровождаются подробными инструкциями, часто с иллюстрациями. Кроме того, всегда есть возможность обратиться к куратору за помощью по тем или иным вопросам.

Одним из важнейших качеств слушателя дистанционной программы является способность к самоконтролю и саморегуляции – тотального контроля здесь нет, поэтому мы используем рассылки, визуальные индикаторы и другие средства психологической помощи слушателю в вопросах учебной дисциплины.

  1. Дистанционно учатся в основном практики, опытные специалисты. Каковы особенности работы с такой аудиторией?

Да, особенности есть и наиболее ярко это проявляется в переподготовке и повышении квалификации педагогов. Не секрет, что многие из них имеют большой практический опыт и идут учиться из-за документа об образовании, который необходим им для аттестации. Если педагог в отзыве на дистанционный курс написал, что научился чему-то новому – это значит, что Вы сделали что-то неимоверное. Потому что в лучшем случае эти люди скажут: «Я обобщил информацию. Я это знал, но вы помогли систематизировать». Зато опытные специалисты очень быстро вовлекаются в процесс обучения.

Чтобы каждый курс был полезным, мы учитываем изначальную подготовку слушателей, от этого зависит сложность. Курсы для людей с высшим образованием сложнее программ для лиц со средним специальным, а курсы Многофункционального центра для слушателей с общим средним и неполным средним образованием отличаются от тех и других в сторону упрощения подачи информации, все адаптированы для людей под их уровень, поэтому программы обучения в УрИПКиП оптимальны.

  1. Как можно дистанционно, без личного контакта, обучить психологии, педагогике, практическому психологическому консультированию? Реально ли это?

Конечно. Во-первых, система прохождения курса отличается строгостью: без тщательного изучения материала и ответов на вопросы теста слушатель не сможет перейти к следующей теме. И практические задания, от которых мы не отказались, несмотря на то, что они требуют дополнительных расходов от образовательной организации, все построены таким образом, чтобы сформировать необходимые в профессиональной деятельности умения. Также стоит отметить, что обязательным условием проведения вебинара является практический аспект, он должен быть направлен на формирование конкретной технологии, метода, способа работы.

На курсе психодиагностики и консультирования, который я веду, учатся люди, которые настроены на дальнейшую работу, многие из них уже работают, но они все с удовольствием делают задания, ждут оценок как первоклассники, то есть, погружаются в процесс обучения полностью и это позволяет добиться отличных результатов.

  1. Таким образом, мы можем говорить о том, что дистанционное обучение может стать полноценной альтернативой очному обучению?

Да. Более того, очное обучение можно реализовать формально, а дистанционное – нет. Не зря сегодня в мире дистанционному образованию уделяется столько внимания. Мы живём в огромной стране, где миллионы людей находятся довольно далеко от крупных городов и поэтому не могут посещать учебные заведения. Дистанционная форма обучения для них – иногда единственная возможность получить образование. Более того, обучаясь дистанционно, они могут перенимать опыт высококвалифицированных людей, кандидатов и докторов наук – профессионалов, встретиться с которыми при иных условиях для таких людей сложно.

  1. Вспомните свой первый вебинар. Как это было? Чем запомнилось?

Первый вебинар запомнился тем, что было очень сложно переходить с живого общения на опосредованный формат. Когда лектор видит перед собой аудиторию, понимает, интересно ли слушателям, взаимодействует с людьми посредством невербальных сигналов – ему проще. Когда аудитория не видна и визуального контакта как такового с ней нет – работать сложнее. Поэтому мы стараемся стимулировать слушателей на обратную связь, стараемся поддерживать интерес, вводим интерактивные элементы.

  1. Какая программа (курс) Учебного центра интересна для Вас как для практикующего психолога?

Конечно, «Психологическое консультирование». Также я бы с удовольствием пошла учиться на курсы по клинической психологии, в УрИПКиП их сейчас два – «Клиническая психология. Диагностика изменений и коррекция отклонений психической деятельности» и «Клиническая психология с основами психотерапии», но я уже окончила такой курс. Очень много реализуется коротких интересных программ.

  1. Вам на пути встречались удивительные люди (студенты, коллеги, наставники)? Чем они запомнились или как повлияли на Вас?

Свою педагогическую карьеру я начала в 18 лет, придя в детский сад воспитателем. Там были мои первые учителя, от которых я по жизни пронесла очень много. В дальнейшем в процессе собственного профессионального развития я встречалась с множеством интересных людей. Среди слушателей курсов УрИПКиП часто встречаются настоящие мастера своего дела, практические психологи, отличники народного образования, люди с многолетним опытом. Работая с такими людьми, мне особенно приятно знать, что обучение в нашем институте даже для них оказывается полезным.

Другие новости и статьи >>

Контакты

614007, г. Пермь, ул. Революции, 5/1 (1 этаж)

8 (800) 775-13-49,
8 (342) 235-78-71
© 2012-2017 Автономная некоммерческая организация дополнительного профессионального образования
«Уральский институт повышения квалификации и переподготовки»

Карта сайта