Дистанционное обучение – история и инновация

24.11.2012

Многие полагают дистанционное обучение совершенно новым форматом. Так ли это? На самом деле дистанционное обучение появилось очень давно, относительной инновацией является лишь последнее его поколение – Е-Learning. Узнайте подробнее о трёх поколениях удалённого обучения! 

Понимая ценность образования, люди всегда хотели сделать его как можно более доступным. В стремлении сделать образование более доступным, лучшие умы искали новые пути и формы обучения, способного охватить как можно большее количество заинтересованных лиц и при этом оставаться эффективным. Из этого стремления постепенно стало развиваться дистанционное обучение.

Начало. Обучение в письмах

Исследователи истории дистанционного обучения относят появление формата к библейским временам – уже тогда в письмах передавались знания. Но официально принято отсчитывать историю дистанционного обучения с 18 века. Прародителем его сегодня принято считать Калеба Филипса. Стенографист Филипс разработал новую методику быстрого письма и придумал обучать ей всех желающих по почте.

В бостонской газете напечатали объявление Филипса о наборе на дистанционные курсы, где он обещал посредством нескольких почтовых уроков в неделю обеспечить своим студентам уровень образования столь же высокий, как если бы они присутствовали на очных занятиях.

В том далёком 1728 году идея Филипса получила ошеломительный успех. Раз в неделю он отправлял своим студентам материалы по почте и с хорошими результатами обучал своих подопечных не только стенографии, но ещё и бухгалтерии.

Интересно, думал ли тогда Калеб Филипс о том, что его идея преобразует весь мир образования спустя пару столетий? Наверное, нет. Он просто занимался своим делом, как и его последователь, Исаак Питман, который уже в 19 веке, на протяжении 50 лет рассылал по почте свои уроки стенографии. При этом он был своего рода альтруистом – он обучал бесплатно, требуя со своих учеников только возмещение почтовых расходов. Сэр Исаак Питман ратовал за демократизацию образования и находил пути к ней в дистанционном обучении: ведь по почте можно было учить кого угодно, невзирая на экономическое, социальное, географическое положение и прочие факторы. К сожалению, больших подвижек в демократизации в то время не наблюдается, но вот в историю дистанционного образования этот человек вошёл навсегда.

Продолжение. Смотри и учись!

Дистанционное обучение, более гибкое по своей природе относительно обучения традиционного, развивалось, используя все коммуникационные достижения.

Когда изобрели радио, у студентов появилась возможность слушать лекции по радиоканалам точно так же, как они могли бы слушать их в аудитории. Тогда обучение стало гибридным: по радио передавались лекции, а по почте присылались задания и текстовые материалы. Учиться по радио и по почте одновременно было интересно, поэтому популярность дистанционного обучения стала набирать обороты. Первым вузом, реализующим радио-почтовое обучение стал Государственный университет Пенсильвании.

А когда появилось телевидение, стали создаваться видеокурсы и даже целые обучающие телеканалы. Один из таких телеканалов функционирует и сейчас на базе университета Айовы, он считается старейшим представителем телевизионного дистанционного обучения.

Из сети образовательных телеканалов впоследствии, в 80-х годах прошлого века, вырос крупный дистанционный вуз Jones International University, ставший первым университетом дистанционного образования, получившим государственную аккредитацию. 

Развитие. Интернет-обучение

Современное дистанционное обучение принято называть E-Learning – электронное обучение, по аналогии с E-Business или E-Mail.

Интернет действительно позволил сделать дистанционное обучение открытым – сегодня распространённым и привычным становится то, начало чему почти триста лет назад положил Калеб Филипс, сегодня реально то, о чём мечтал альтруист Исаак Питман. А именно – каждый человек, независимо от возраста, способностей, географического положения, независимо ни от чего, может стать тем, кем он мечтает стать.

Всё началось со знаменитого Британского Открытого Университета - The Open University. Именно это учебное заведение считается пионером современного дистанционного образования. Открытый Университет и по сей день является одним из крупнейших дистанционных вузов, оплотом демократического образования.

Сегодня дистанционное обучение постепенно заменяет заочное. Являясь номинально заочным, E-Learning формат кардинально от него отличается. Прежде всего, качеством.

Ежегодно, даже ежемесячно открываются новые учебные центры, дистанционно можно получить степень бакалавра, магистра, пройти курсы профпереподготовки или повысить квалификацию – что угодно. Высокий уровень конкуренции среди вузов – очень хороший показатель для студентов: вы можете выбирать уникальные программы, определять наиболее выгодные для себя условия, получать образование высшего качества.

И главное, благодаря развитию дистанционных технологий, образование стало действительно открытым!

Потенциал E-Learning в наше время безграничен, а все знания мира можно поместить на ладони и унести с собой.

Дальнейшим развитием электронного обучения представляется формирование визуальных 3D моделей и даже миров. Уже сегодня ведётся интенсивная работа в этом направлении, поэтому уже скоро мы сможем учиться совершенно по-новому!

Другие новости и статьи >>

Контакты

614007, г. Пермь, ул. Революции, 5/1 (1 этаж)

8 (800) 775-13-49,
8 (342) 235-78-71
© 2012-2017 Автономная некоммерческая организация дополнительного профессионального образования
«Уральский институт повышения квалификации и переподготовки»