Стать учителем — значит взять на себя ответственность за будущее поколение. Для тех, кто только начинает свою педагогическую деятельность, эта миссия может показаться одновременно вдохновляющей и пугающей. И это понятно: незнакомая обстановка, новые лица, зачастую непонятные процедуры и множество подводных камней. Чтобы помочь вам избежать распространенных ошибок, мы собрали удобный и понятный список того, что нужно знать молодым учителям начальных классов, средней и старшей школы, что поможет пережить первый год преподавания и не выгореть.
Уделяйте особое внимание процессам и распорядку, но будьте гибкими
Перед началом учебного года точно стоит подумать об организации порядка в классе и тщательном планировании уроков. При этом важно уметь приспосабливаться к неожиданным ситуациям — двух одинаковых дней в школе не бывает. Невозможно быть готовым ко всему, поэтому, когда часть класса уходит на репетицию, проводятся пожарные учения или кому-то становится плохо прямо на уроке, педагог должен оставаться спокойным и невозмутимым и на ходу придумывать решение проблемы.
Не расслабляйтесь
Возможно, первые несколько дней после начала занятий пройдут идеально, и вы почувствуете уверенность в том, что быть учителем — это просто. Так вы можете расслабиться, и именно в этот момент все пойдет наперекосяк. Идеальных детей не существует — поэтому так важно следить за атмосферой в классе, успеваемостью и поведением учеников.
Не пытайтесь делать все сразу
Если вы преподаете первый год, то, вероятно, захотите произвести хорошее впечатление на коллег и администрацию, добровольно взяв на себя дополнительные обязанности и помогая проводить внеклассные активности и мероприятия. Хотя так вы можете набраться опыта, важно не загружать себя, расставлять приоритеты и понимать, с чем вы действительно можете справиться. Вам не обязательно делать все, вам просто нужно хорошо выполнять свою работу.
Поддерживайте свое рабочее место в чистоте
Убирайте со стола каждый раз перед уходом с работы. Иногда (особенно после напряженного дня) на это совсем не остается сил, однако на следующее утро вам будет намного приятнее начинать день. К тому же уборка не занимает много времени: достаточно сложить бумаги в папку или канцелярский лоток, поставить тетради на полку, вылить остывший кофе и сполоснуть чашки, разложить ручки и скрепки по маленьким контейнерам — и вуаля, все чисто!
Придумайте запасные варианты
В процессе преподавания вы заметите, что некоторые уроки заканчиваются гораздо быстрее, чем вы ожидали. Когда это происходит, вам нужно либо придумать, как заполнить дополнительное время, либо приступить к следующей теме, либо подумать, чем еще можно заняться. Вам будет легче, если у вас под рукой будут не только обязательные, но и дополнительные задания — как раз на случай, если вы прошли тему, а до конца урока еще 15 минут, или часть учеников закончила выполнять упражнения или самостоятельную работу быстрее одноклассников.
Постройте уважительные и доверительные отношения со школьниками и их семьями
Попробуйте найти время, чтобы узнать своих учеников на более глубоком, личном уровне. Потратьте время на знакомство с детьми, и у вас будет меньше проблем с поведением и больше вовлеченности в течение всего учебного года. Попросите детей заполнить анкету и рассказать о себе, своих интересах и увлечениях, устройте совместное чаепитие или вылазку на природу или просто поговорите по душам. Кроме того, не забывайте и о семьях учеников — важно постоянно держать в курсе родителей о том, как ребенок чувствует себя в классе и справляется с учебной нагрузкой. Родители могут стать вашими союзниками: обычно они хотят только лучшего для своего ребенка и готовы протянуть руку помощи, когда вам это нужно.
Сформулируйте четкие ожидания от учеников
Дети приходят на ваши занятия с разными способностями, интересами и потребностями. Конечно, можно просто сказать: «Сегодня мы проходим это и это. Открывайте страницу 15» и начать урок, но детям гораздо проще осваивать материал, когда они знают, чего от них хотят. Ученики должны понимать, чему они собираются научиться, почему они это изучают и как будет оцениваться их работа, чтобы знать, к чему стремиться и как они могут улучшить свою оценку.
Старайтесь не повышать голос
Хотя голос является ценным инструментом для любого учителя, использовать его следует с умом. Агрессия и крик не только выведут вас из эмоционального равновесия, но и, если эти способы не сработают, негативно повлияют на ваши отношения с учениками. Лучше используйте паузу в середине предложения, чтобы привлечь внимание, понизьте голос или установите прямой зрительный контакт с ребенком, чтобы дать ученику понять, что он в поле вашего зрения.
Не вешайте ярлыки
Ярлыки и стереотипы негативно влияют на самооценку учеников. К примеру, если учитель называет ребенка «ленивым» или «проблемным» и относится к нему соответствующе, может сработать эффект самосбывающегося пророчества, когда ученик начинает вести себя в соответствии с этим ярлыком, даже если изначально ребенок не соответствовал ему. Кроме того, предубеждения ограничивают потенциал ученика, мешают ему развивать свои сильные стороны и формируют предвзятое отношение к ребенку со стороны одноклассников.
Заботьтесь о себе
Преподавание — одна из тех профессий, где легко выгореть. Поэтому для учителя очень важно найти баланс между работой и личной жизнью и выделять время для себя. Если вы заболели — возьмите выходной — дела от вас никуда не убегут, но зато вы восстановите силы и сможете работать более продуктивно. Хорошо питайтесь, занимайтесь спортом, высыпайтесь, находите время для общения с близкими и друзьями.