Читайте также:
Логомассаж при дизартрииДизартрия — это нарушение артикуляции речи. Оно приводит не только к тому, что человек затруднятся произносить определенные звуки. Ему может быть сложно управлять своим голосом, контролировать скорость и плавность речи.
Скорректировать все перечисленные дефекты речи можно на занятиях артикуляционной гимнастикой.
В статье разбираемся, что такое дизартрия и какие упражнения помогают ее преодолеть.
Содержание статьи:
- Дизартрия и ее причины
- Где обучиться на специалиста по дизартрии
- Правила выполнения артикуляционной гимнастики
- Комплекс упражнений при дизартрии

Дизартрия и ее причины
При дизартрии проблемы с речью возникают из-за нарушения иннервации органов, отвечающих за звукопроизношение. Иннервация — это снабжение органов и тканей нервами, что обеспечивает их связь с ЦНС.
Причины этого расстройства могут быть разными:
- в дородовом периоде: гипоксия плода, генетические патологии, внутриутробные инфекции и интоксикации;
- при родах: травмы или асфиксия;
- в младенчестве: различные инфекции, заболевания и травмы.
В зависимости от конкретных причин дизартрии и того, как она проявляется, выделяют пять видов этого нарушения: бульбарная, псевдобульбарная, мозжечковая, корковая и подкорковая. Для всех перечисленных видов дизартрии характерна невнятная и смазанная речь.
Где обучиться на специалиста по дизартрии
Хотите получить больше полезных знаний об дизартрии и ее коррекции? Ждем вас на программах профессиональной переподготовки или курсах повышения квалификации.
В нашем Институте представлен широкий выбор программ по работе с различными нарушениями речи, в том числе дизартрией, например:
- Программа профессиональной переподготовки — «Тяжелые нарушения речи (ТНР). Содержание и технологии логопедической работы при алалии, афазии, дизартрии, ринолалии в соответствии с ФГОС ОВЗ (340ч)».
- Программа повышения квалификации — «Специфика организации и проведения логопедической работы при тяжелых нарушениях речи (алалии, ринолалии, дизартрии) у детей в условиях реализации ФГОС ОВЗ (210ч)».
- Программа повышения квалификации — «Дизартрия у детей и подростков. Направления и содержание работы логопеда (36ч)».
Все программы соответствуют профессиональному стандарту.
Правила выполнения артикуляционной гимнастики
Чтобы преодолеть речевые дефекты, нужно выполнять артикуляционную гимнастику, которая разовьет и укрепит органы артикуляционного аппарата. К таким органам относятся язык, губы, щеки, мягкое нёбо и нижняя челюсть.
При выполнении артикуляционной гимнастики важно придерживаться правил, которые помогут достичь результата и сделать речь человека лучше:
- Выполнять упражнения нужно каждый день.
- Заниматься сидя перед зеркалом.
- Гимнастику выполнять медленно и последовательно.
- Ребенку следует объяснить, как делать упражнения, и учить с ним их названия.
- Взрослому необходимо внимательно следить за выполнением упражнений, чтобы ребенок правильно делал все необходимые движения.
- Ребенка важно хвалить за выполненную артикуляционную гимнастику.
Важно понимать, что детям сложно делать упражнения, особенно в раннем возрасте. Именно поэтому взрослым, которые занимаются с детьми, нужно поддерживать, мотивировать их и запастись терпением, так как коррекция речи — это длительный и непростой процесс.
Комплекс упражнений при дизартрии
Артикуляционную гимнастику выполняют комплексно, чтобы задействовать все органы артикуляционного аппарата. Сначала нужно давать ребенку простые упражнения, а потом усложнять их.
Обычно начинают с упражнений для губ:
- «Улыбка»: нужно улыбнуться с закрытым ртом и зафиксирует губы в таком положении на 10 секунд.
- «Трубочка»: вытянуть сомкнутые губы вперед и держать их на протяжении 10 секунд.
- «Заборчик»: ребенку нужно улыбнуться, открыв зубы. Удерживать 10 секунд.
- «Бублик»: сделать губы округлыми, так, чтобы были видны сомкнутые губы. Подержать 10 секунд.
Затем выполняют упражнения для щек:
- «Хомячок»: ребенку нужно надуть щеки, а потом сдуть. Сначала можно делать это двумя щеками, а потом по очереди.
- «Голодный хомячок»: ребенок втягивает щеки так, чтобы они были в пространстве между зубами.
Следующий этап — упражнения для языка:
- «Лопатка»: пусть ребенок приоткроет рот и высунет расслабленный язык, положив его на нижнюю губу.
- «Чашечка»: теперь ребенку нужно улыбнуться, открыв рот широко. Высунуть язык и приподнять его края, чтобы получилась «чашечка». Держать 5 секунд.
- «Горка»: ребенку нужно широко открыть рот, упереться кончиком языка за нижние зубы и приподнять остальную часть языка. Постараться удержать это положение на протяжении 7 секунд.
Далее идут упражнения для нижней челюсти:
- «Акула»: ребенку нужно широко открыть рот и медленно двигать нижней челюстью вправо и влево.
- «Обезьяна»: ребенку нужно широко открыть рот, высунуть язык и тянуть его вниз.
Внимание! Отдел по организации приема работает дистанционно без выходных!!!!