Аутизм — это расстройство, которое влияет на социальное взаимодействие, коммуникацию и поведение. Люди с аутизмом могут иметь трудности в общении, а также испытывать чувствительность к звукам, запахам или другим раздражителям.
Содержание статьи:
- Причины возникновения аутизма
- Возможные симптомы аутизма у ребенка
- Где обучиться на специалиста по работе с детьми с аутизмом
- Виды аутизма
- Коррекционная работа дефектолога с ребенком с аутизмом

Причины возникновения аутизма
Ученые изучают аутизм уже долгое время, но точные причины его возникновения до сих пор неизвестны. Однако выявлены факторы, которые могут увеличить риск развития аутизма у детей.
Генетические факторы
Существует ряд хорошо изученных генетических нарушений, которые могут привести к проявлению расстройств аутистического спектра (РАС). Среди них – синдром ломкой Х-хромосомы, туберозный склероз и синдром Ретта. Многие люди с этими заболеваниями имеют диагноз РАС, хотя это не всегда так.
Исследования показывают, что наследственность играет важную роль в возникновении РАС. Распространенность аутистических расстройств увеличивается пропорционально степени родства: чем ближе родственники, тем выше вероятность наличия РАС у другого члена семьи.
Средовые факторы
Одним из наиболее значимых факторов риска РАС является возраст родителей на момент зачатия. Считается, что старший возраст родителей повышает вероятность рождения ребенка с аутизмом.
Также важными факторами риска являются условия беременности и родов (например, преждевременные роды и осложненные роды), а также здоровье ребенка в перинатальный и неонатальный периоды.
Генно-средовые факторы
Существуют внешние факторы, которые могут вызвать генетические мутации, приводящие к РАС. Эти мутации изменяют клеточные процессы, что способствует развитию аутистических расстройств.
Мутации могут быть вызваны воздействием факторов окружающей среды, таких как радиация, химические вещества, а также биологические агенты (например, бактерии и вирусы).
Возможные симптомы аутизма у ребенка
Если у ребенка есть один или несколько из перечисленных симптомов, это может означать, что у него есть расстройство аутистического спектра. Однако поставить диагноз может только специалист, а перечисленные симптомы — лишь ориентиры:
- проблемы с коммуникацией;
- проблемы с речевыми навыками;
- избегание зрительного контакта;
- отсутствие разнообразных интересов;
- повторение одних и тех же движений;
- недостаточная или чересчур сильная реакция на свет, звук, вкус, текстуру или запахи.
Где обучиться на специалиста по работе с детьми с аутизмом
Для того, чтобы стать специалистом по работе с детьми с расстройствами аутистического спектра, достаточно пройти профпереподготовку. Будущему специалисту нужно начать с ознакомления с причинами возникновения аутизма, психологическими особенностями детей с РАС и методиками коррекционной работы.
Все перечисленное вы можете узнать на курсах УРГАПС, которые проходят в удобном дистанционном формате:
Виды аутизма
- Дети первой группы практически не отвечают на обращения и не используют ни речь, ни невербальные формы общения. У них сильно снижена потребность в социальном взаимодействии, и их поведение можно назвать полевым.
- Дети второй группы демонстрируют стереотипное поведение, включая повторяющиеся речевые паттерны, и стремятся поддерживать неизменность и порядок в окружающей среде.
Неопределенность и неожиданные изменения могут вызвать у них поведенческие срывы, выражающиеся в активном негативизме, агрессии или самоагрессии.
У детей данной группы с раннего возраста проявляются сложные и стереотипные формы самораздражения, такие как раскачивания, прыжки и тряска руками.
- Дети третьей группы погружены в свои узконаправленные и повторяющиеся интересы. Им крайне трудно вести диалог, но они способны на сложные монологи, чаще всего на тему своих интересов.
- Дети четвертой группы нуждаются в постоянной поддержке взрослого, для них характерны заторможенность и высокая чувствительность. В тревожных для них ситуациях могут появляться повторяющиеся двигательные и речевые действия.
Коррекционная работа дефектолога с ребенком с аутизмом
Дефектологи осуществляют коррекционную работу с детьми, страдающими расстройствами аутистического спектра, в несколько этапов:
1. Этап установления эмоционального контакта
- Специалист на этом этапе устанавливает контакт с ребенком, чтобы создать у него привычку к взаимодействию с педагогом и проведению занятий.
2. Этап выработки учебного стереотипа
- Ребенка учат сидеть за столом и формируют у него навыки учебного поведения.
3. Этап установления зрительного контакта
- Ребенка обучают фиксировать взгляд на предметах и собеседнике.
4. Этап обучения пониманию речи и выполнению инструкций
- Ребенка учат выполнять простые действия, такие как "покажи" и "передай", а также понимать названия простых предметов, встречающихся в быту.
5. Этап развития наглядно-действенного мышления
- Специалист помогает ребенку развить мыслительные процессы и сформировать сенсорные представления о внешних характеристиках предметов, используя для этого разнообразные материалы: кубики, мячики, пирамидки и так далее.
6. Этап развития наглядно-образного мышления
- Ребенок обучается навыкам совершения мыслительных операций с опорой на визуальные стимулы.
7. Этап развития словесно-логического мышления
- Специалисты помогают развить ребенку речь и логические навыки — для этого используют загадки, головоломки, а также различные упражнения на логическое мышление.
Внимание! Отдел по организации приема работает дистанционно без выходных!!!!