Около 8% населения России — люди с ограниченными возможностями здоровья. Вопросами образования и развития людей с ментальными и физическими нарушениями занимаются коррекционные педагоги. В статье расскажем об этой профессии подробнее.
Содержание статьи:
- Что такое коррекционная педагогика
- Этапы коррекционной работы
- Принципы направления
- Кому подойдет профессия
Что такое коррекционная педагогика
Это педагогическая наука. Коррекционные педагоги занимаются развитием и воспитанием людей с ОВЗ. Основные задачи специалистов:
- Разбор причин и возможных факторов, которые влияют на возникновение нарушений.
- Составление программ обучения людей с ОВЗ с учетом их индивидуальных особенностей и потребностей.
- Развитие у людей с ОВЗ навыков самообслуживания.
- Работа по улучшению психологического состояния подопечных.
- Оказание консультативной помощи людям с ОВЗ и их семьям.
Этапы коррекционной работы
Деятельность коррекционного педагога можно разделить на три этапа: диагностический, коррекционный и рефлексивный.
Диагностический этап
В начале работы специалист определяет актуальный уровень развития подопечного и причины, которые, возможно, приводят к нарушениям. Обследование позволяет составить индивидуальную коррекционную программу, подобрать оптимальные приемы и методы обучения.
Этот этап нужен не только педагогу, но также самому человеку с ОВЗ и его семье. Он помогает настроиться на предстоящую работу, наладить коммуникацию между специалистом, подопечным и его семьей, снять тревожность у всех участников коррекционного процесса.
Коррекционный этап
На этой стадии педагог формирует и развивает необходимые подопечному навыки. Например, если специалист занимается с глухим ребенком, педагог будет обучать подопечного жестовому языку и развивать умение читать по губам.
Во время коррекции используется множество методов — игры, арт-терапия, трудотерапия (для взрослых людей с ОВЗ). Также педагог проводит беседы, занимается профориентацией воспитанников.

Рефлексивный этап
Специалист регулярно проводит анализ своей работы. Это позволяет определить, насколько эффективна коррекционная программа и нужно ли вносить в нее изменения.
Принципы направления
Коррекционному педагогу важно установить связь с подопечным и сформировать с ним доверительные отношения. Для этого специалист следует таким принципам:
- Индивидуализация. Педагог учитывает особенности и потребности подопечного.
- Последовательность. Коррекционная работа проводится постепенно с учетом темпа ребенка или взрослого с ОВЗ.
- Практикоориентированность. Подопечный должен научиться применять полученные знания и навыки в реальной жизни.
- Сотрудничество. Коррекционному педагогу важно взаимодействовать с коллегами, специалистами из смежных областей и семьей ребенка или взрослого с ОВЗ.
Кому подойдет профессия
Коррекционный педагог много общается с подопечными и их семьями, отвечает за то, чтобы человек смог освоить все важные для жизни навыки. Все это требует немало времени и терпения. Поэтому педагогу важно быть психологически устойчивым и уметь переключаться с работы на отдых.
Также специалист должен обладать определенными знаниями и умениями. Получить их можно на нашем курсе.
Обучение длится 3 месяца. За это время вы узнаете, как:
- проводить диагностику,
- реализовывать коррекционные программы для детей с различными нарушениями,
- эффективно сотрудничать с другими специалистами и родителями,
- оценивать результаты своей работы.
В конце программы вас ждет итоговый тест и получение диплома о профпереподготовке с квалификацией специального (коррекционного) педагога.