Делиться своими мыслями, чувствами и идеями — неотъемлемая часть человека. Но многим людям с речевыми нарушениями устное общение недоступно. Поэтому им на помощь приходит альтернативная и дополнительная коммуникация (АДК). В тексте объясняем, что это такое, какие средства АДК существуют и людям с какими заболеваниями и состояниями она облегчает жизнь.
Содержание статьи:
- Альтернативная и дополнительная коммуникация — что это
- Кому пригодятся техники АДК
- Как освоить техники альтернативной и дополнительной коммуникации
- Виды альтернативной коммуникации
- Цели использования средств АДК
Альтернативная и дополнительная коммуникация — что это
Когда человек использует для общения что-то помимо речи, он прибегает к альтернативной и аугментативной (дополнительной) коммуникации.
Каждый раз, когда вы поднимаете большой палец вверх в знак одобрения, пишете записку или пост в соцсетях или бросаете понимающий взгляд через комнату другу, не говоря ни слова, вы участвуете в АДК.
Однако применение АДК куда шире — альтернативная и дополнительная коммуникация включает в себя системы и устройства, которые заменяют или улучшают речь людей с ограниченными вербальными навыками и затрудненным пониманием устной и письменной речи.
Кому пригодятся техники АДК
Устройства АДК могут помочь многим людям, испытывающим проблемы с вербальной коммуникацией.
У некоторых детей наблюдаются задержки в речевом развитии. У других есть физические ограничения или ментальные особенности, которые затрудняют разговорную речь или делают ее невозможной.
Вот часть состояний и заболеваний, где часто используют АДК:
- Детский церебральный паралич.
- Аутизм.
- Потеря слуха.
- Генетические заболевания, такие как синдром Дауна.
- Черепно-мозговая травма.
- Мышечная дистрофия.
- Спинальная мышечная атрофия.
- Травма спинного мозга.
- Инсульт.
- Боковой амиотрофический склероз.
- Рассеянный склероз.
Как освоить техники альтернативной и дополнительной коммуникации
Чтобы разобраться в нюансах АДК, обучиться техникам коррекционной работы и проведению эффективных развивающих занятий для детей, не нужно учиться много лет.
В нашем Институте открыта программа дистанционного обучения «Специальное (дефектологическое) образование по профилю “Учитель-дефектолог» с дополнительной подготовкой в области альтернативной коммуникации (1340ч)», рассчитанная на 8 месяцев.
Все обучение проходит в онлайн-формате — ни на одном этапе вам не нужно приезжать в образовательный центр. Все, что нужно сделать, чтобы начать учиться и получить диплом о профессиональной переподготовке с квалификацией «Учитель-дефектолог», — оставить заявку по ссылке:
Виды альтернативной коммуникации
- Самостоятельный способ коммуникации (то есть без посторонней помощи) включает в себя средства невербального общения, сопровождающие или выражающие речь, — мимика, язык знаков, язык тела, жестовый язык.
- Система коммуникации PECS. Представляет собой невербальное средство общения для тех, кто не может эффективно использовать устную речь. Ребенка учат выбирать из разных картинок нужную карточку, чтобы получить желаемый предмет, изображенный на карточке.
Так ребенок учится инициировать коммуникацию с другими людьми без посторонней помощи, яснее выражать желания и чувства, просить о помощи, выполнять инструкции.
PECS может быть адаптирована для индивидуальных нужд и развиваться вместе с ростом коммуникативных навыков человека.
- Коммуникативная доска. Это доска из дерева, картона или любого другого твердого материала, на которой размещены символы, картинки, буквы, слова или фразы, которые представляют концепции, предметы, действия или эмоции. Люди с нарушениями речи общаются, указывая на соответствующие изображения или символы.
- Устройства для генерации речи. Эти устройства позволяют людям с ограниченными вербальными способностями создавать сообщения с помощью различных методов ввода, таких как нажатие кнопок, касание экрана, использование переключателей, движения глаз.
- Приложения АДК для мобильных устройств. Приложения для общения, доступные на планшетах и смартфонах, часто предлагают настраиваемые коммуникационные панели, библиотеки символов и голосовой вывод. С помощью них можно отправлять изображения, видео, фразы или отдельные символы. Сегодня в России широко используются приложения JABtalk, Говори Молча, «Аутизм: общение», «Говорящие карточки» и другие.
Цели использования средств АДК
Альтернативная и дополнительная коммуникация имеет много плюсов. Вот некоторые из них:
- Помогает в общении. Одним из основных преимуществ применения методов АДК выступает возможность более свободного общения как с близкими, так и с незнакомыми людьми. Это особенно полезно для детей и взрослых с аутизмом.
- Повышает самостоятельность. Невербальные люди часто испытывают трудности с выражением своего мнения, что затрудняет принятие решений. Однако с помощью устройств АДК, особенно тех, которые улучшают коммуникацию, люди могут быть более самостоятельными и независимыми.
- Развивает. Методы АДК могут мотивировать детей достигать большего прогресса в устной речи. Приложения, направленные на развитие навыков общения, в веселой и увлекательной форме поощряют детей развивать свои коммуникативные навыки, запоминать, а затем и произносить первые слова.
- Положительно влияет на эмоциональное состояние. Поскольку инструменты альтернативной и дополнительной коммуникации улучшают взаимопонимание между невербальным человеком и остальными людьми, человек испытывает меньше беспокойства и стресса, перестает чувствовать себя отчужденным и непонятым.