Отношение детей к предмету в основном определяет личность учителя и его подход к работе, и география не исключение. Заставить детей любить географию нельзя, но можно разобраться, почему они ее не любят и как устранить эти причины.
Почему детям может быть неинтересно на уроке?
Чаще всего причины в разных школах похожи:
- нет понимания, зачем нужен предмет;
- непонятен материал и задания;
- нет четкой системы преподавания;
- учитель не отвечает на вопросы;
- изложение предмета в основном по учебнику;
- нет возможности проявить активность, нет интересных творческих заданий.
Типичный пример: какие цели преследует учитель географии, когда требует зубрить географические названия? Дети отлично знают, что все справочные данные, в том числе и подробные карты, можно найти в интернете. Зачем их заучивать?
Важно показать ученикам, что ваш предмет глубже и информативнее, чем путеводитель.
Как учителю улучшить учебный процесс?
Сделать уроки информативными и разнообразными
Детям не должно быть скучно. Важно регулярно менять виды работы на уроке и предоставлять возможность каждому ученику проявить себя. Показывайте взаимосвязь географии с другими предметами, учите пользоваться полученной на ваших уроках информацией в жизни.
Снизить уровень стресса на уроках
Страх и напряжение мешают воспринимать информацию и сводят интересные идеи педагога на нет. Если дети на вашем уроке думают лишь о том, как бы их не вызвали к доске и не заставили отвечать на вопросы, они не смогут разобраться в материале.
Нужно учитывать разную скорость восприятия и обработки информации у детей, различия в способности отвечать у доски, публично выступать, работать в команде и другие психологические особенности. Скорость работы ученика на уроке не должна отражаться на оценке.
Во многом умение заметить, понять и учесть индивидуальные особенности учеников зависит от компетентности учителя географии в педагогике и психологии.
Получить от директора необходимое обеспечение
Актуальные наглядные материалы и оперативный доступ к информации будут повышать интерес к урокам и к географии как науке. Пробуйте сочетать разные технологии и учебные пособия, чтобы детям было легче усваивать информацию.
Организовать непрерывный и последовательный познавательный процесс
Новую тему можно давать только после того, как предыдущие были усвоены. Промежуточный контроль помогает увидеть результаты работы. При этом не должно быть цели поставить как можно больше высоких оценок, чтобы повысить общую успеваемость класса. Помните, что часто детальный разбор контрольных важнее, чем результат среза.
Развить у учеников желание самостоятельно углубленно изучать предмет
В этом помогают творческие задания, открытые вопросы для дискуссии, обсуждение новых научных данных, интересная информация (в том числе из новостей). Какую работу выполняет учитель географии на таких уроках, зависит от уровня подготовки и возраста учеников.
Развивать навык поиска достоверной информации по своему предмету
Дайте детям список ресурсов, которым вы доверяете. Обоснуйте ваше доверие. Предоставьте критерии выбора, если ученик хочет найти свои источники. Научите находить научные данные и разбираться в особенностях изложения такой информации.
Несколько советов учителям географии
- Раскрывая тему, используйте дополнительные источники, а не опирайтесь всегда только на учебник. Когда педагог просто пересказывает учебник, урок становится скучным и теряет смысл, ведь прочитать главу дети могут и сами.
- Найдите по теме несколько дополнительных источников и предоставьте детям выбор, какую точку зрения принять. Объясните и свою точку зрения. Пример — наименование спорных территорий: как названия исторически складывались в разное время, почему сейчас принято такое международное название, как могут развиваться события, что нужно учесть во время путешествий в эти места. Ученик должен чувствовать пользу от взаимодействия на уроках с учителем и одноклассниками.
- Выражайте свое отношение к теме. Чьё мнение правильное, на ваш взгляд, и почему? Или каждое из них имеет право существовать? Возможно, именно на ваших уроках дети поймут, что важно сформировать собственное мнение на основе фактов, и не будут бояться его высказывать.
- Инициируйте обсуждение, дискуссию. Поначалу инициатором дискуссии должен быть учитель. Вы задаете тон игре, управляете обсуждением, улаживаете возможные конфликты. Уже к концу первого полугодия ученики смогут сами задавать темы для обсуждения, но учитель все же должен регулировать этот процесс.
- Поддерживайте желание ученика рассказать больше. Если кто-то из учеников хочет сделать доклад, поделиться дополнительной информацией (может, даже рассказать о собственном путешествии) – предоставьте эту возможность. Оценивайте эту работу как особенно значимую.
- Дайте возможность проявить себя и тем, кто любит выступать у доски, и тем, кто предпочитает письменные работы. Практикуйте разные формы контроля на одном уроке.
- Отвечайте на вопросы. Если вы не можете дать ответ немедленно, обязательно сделайте это на следующем уроке или как только появится возможность. Это показывает ваше отношение к каждому ученику и к вашему предмету. Честно признавайтесь, что нужно поискать информацию, если нет полного ответа на вопрос.
- Давайте ученикам индивидуальные и групповые творческие задания.
- Изучайте опыт коллег, читайте новости исследований. Сколько бы вы ни учились на учителя географии, вам всегда нужно искать новую информацию. Это повысит ваш авторитет в глазах учеников, а ваша увлеченность своим делом вдохновит детей учиться.
- Приглашайте экспертов и интересных гостей на те уроки, которые можно дополнить живым общением и информацией из первых рук.
Где пройти обучение?
Вы можете выбрать любой вуз, где есть курсы переподготовки. Дистанционный* формат удобен и дает равные возможности с выпускниками дневных курсов.
Профессиональная переподготовка в АНО ДПО «УрИПКиП» позволит удаленно получить специальность «учитель географии». Мы предоставляем диплом о профессиональной переподготовке установленного образца по окончании обучения — его примут при трудоустройстве.
Если хотите узнать больше о том, что нужно, чтобы стать учителем географии в вашем случае, можно ли получить рассрочку или скидку, как проходит обучение — свяжитесь со специалистами приемной комиссии института.
После профпереподготовки вы сможете:
- Устроиться в российскую школу, гимназию или лицей учителем географии.
- Устроиться в русскоязычную школу в другой стране, где работают по программе для российских школ.
- Самостоятельно регулировать свой график работы и уровень дохода, занимаясь репетиторством.
Зарплата учителя географии зависит не только от стажа и квалификационной категории, но и от того, как вы организуете свою профессиональную деятельность. Чтобы увеличить заработок, можно взять на себя классное руководство, работать в секциях и кружках, заниматься с детьми в индивидуальном порядке, в том числе помогать им в подготовке к экзаменам.
Весь процесс обучения на наших дистанционных* курсах сопровождается поддержкой экспертов-практиков. Также у всех Слушателей есть доступ к дополнительным материалам, включая базу вебинаров. Вы сможете получить всю необходимую информацию, чтобы уверенно приступить к работе в школе, найти общий язык с учениками и увлечь их географией.
Приходите учиться к нам!
* Форма обучения – заочная. Образовательные программы реализуются с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий