Читайте также:
Кто такой нейропсихолог: его обязанности, зарплата и перспективы10–15% школьников имеют легкие когнитивные расстройства — расстройства речи, нарушения мелкой моторики и т. д. Из-за таких проблем детям труднее развиваться и осваивать школьную программу, поэтому им нужна помощь специалистов — нейропсихологов. Чтобы помочь своим подрастающим клиентам, нейропсихологи сначала проводят диагностику. Рассказываем о принципах и методах нейропсихологической диагностики у дошкольников и школьников.
Интересуетесь этой темой, потому что хотите работать в сфере детской нейропсихологии или повысить квалификацию? Из статьи узнаете, где и как получить нужные навыки, не меняя привычного ритма жизни и без поездок на учебу.

5 принципов диагностики детей
Детский нейропсихолог помогает понять, как мозговая деятельность ребенка влияет на его поведение, речь, внимание, память и обучение. Специалист не просто работает с проблемами, а ищет, почему они возникают: почему ребенок не может сосредоточиться, быстро устает, не запоминает простые вещи или не может пересказать текст.
Нейропсихолог не оценивает ребенка по типу «умный/неумный». Он смотрит на мозговые механизмы, чтобы понять, какие функции плохо работают и как их можно развить.
Работа нейропсихолога начинается с диагностики, которая помогает выявить проблему, поставить цели и выбрать методы развития. Во время нейропсихологической оценки когнитивных функций у детей специалист учитывает пять принципов:
- Принцип направленности.
Каждое диагностическое задание направлено на одну функцию — например только на слуховую память. Это позволяет выявить конкретные трудности, а не расплывчатые проблемы. Например: вместо «ребенок не умеет читать» — «путает похожие по звучанию звуки: “б” и “п”».
- Принцип провокации.
Задания подбираются так, чтобы всплыли скрытые трудности. Если ребенку трудно контролировать движения, выбираются задания на координацию, которые помогут увидеть конкретную проблему. Это может быть рисунок фигуры по образцу.
- Принцип перекрестности.
На каждую функцию — несколько разных заданий. Ребенок может ошибиться в одном, но справиться с другим, или с трудом выполнит все задания. Это важно при постановке диагноза и выборе тактики работы. Например, слуховую память проверяют и через повтор слов, и через пересказ короткого рассказа.
- Принцип анализа.
Нейропсихолог наблюдает за тем, как ребенок выполняет задание: отвлекается, теряется, начинает нервничать, просит подсказку. Иногда процесс говорит больше, чем результат.
- Принцип сопоставления информации.
Учитывается все — от родительских рассказов до медицинских заключений. Важна полная картина: анамнез, заключения врачей, наблюдения воспитателей и учителей, жалобы родителей.
При проведении диагностики и выборе нагрузки нейропсихолог обращает внимание на возраст ребенка:
- 2–3 года — до 10 минут диагностики;
- 4–5 лет — до 15 минут;
- 6–7 лет — до 30 минут;
- 7–8 лет — до 45 минут;
- 9+ лет — до одного часа.
Если ребенок устал, можно сделать перерыв.
Этапы диагностики у нейропсихолога
Нейропсихологическая диагностика — это целостный и выверенный процесс. Каждый этап обследования важен и дает информацию для последующего сопровождения ребенка:
- Сбор информации. Сначала нейропсихолог беседует с родителями — собирает анамнез. Следует особо обратить внимание на то, как протекали беременность и роды у матери, были ли у ребенка неврологические или инфекционные заболевания, черепно-мозговые травмы. Наблюдался ли ребенок у невролога на первом году жизни, были ли госпитализации и в связи с каким заболеванием.
- Проведение нейропсихологических тестов. Ребенку предлагают задания на выявление нарушенных звеньев психических функций. Специалист подбирает задания под возраст и состояние ребенка. Это не один тест, а система упражнений и заданий, которые ребенок выполняет в игровой форме.
- Анализ полученных данных. После обследования нейропсихолог анализирует все, что происходило во время диагностики: как проходили задания, какие были ошибки и т. д. Это позволяет составить индивидуальную программу нейропсихологического сопровождения — с описанием трудностей, сохранных функций и возможных причин наблюдаемых особенностей.
После этого психолог формирует практические рекомендации и выбирает методы работы с ребенком.
Если вы хотите стать нейропсихологом или углубить навыки психологической работы с детьми, рассмотрите вариант профпереподготовки или повышения квалификации в АНО ДПО «УрИПКиП». Вам не придется никуда ездить: будете учиться через онлайн-платформу в своем режиме, совмещая с работой и семьей.
Особенности нейропсихологической диагностики детей дошкольного и школьного возраста
Подход к обследованию зависит от возраста: для малышей и школьников выбираются разные задачи и методы взаимодействия.
Дошкольники
Нейропсихологическую диагностику можно проводить с трех-четырех лет. В полном объеме обследование возможно с пяти-шести лет. Нейропсихологи используют такие диагностические методы:
- Наблюдение и беседа. Специалист смотрит, как малыш играет, реагирует на новое, взаимодействует со взрослым, решает задачи.
- Нейропсихологические пробы — например, ребенку нужно выполнить движение «кулак–ребро–ладонь», чтобы оценить развитие координации и способность к переключению между движениями.
- Анализ продуктов деятельности (рисунков и поделок) — по ним можно понять развитие мелкой моторики, фантазии и эмоций.
Важно, чтобы обследование проходило в спокойной обстановке. Жесткие рамки и строгий контроль неэффективны — ребенок может закрыться.
Школьники
С 6–7 лет к диагностике добавляются более структурированные и содержательные методы. Основная цель обследования детей нейропсихологом — выявить индивидуальные особенности функционирования высших психических функций у конкретного ребенка, а также механизм и причины имеющихся трудностей в обучении. Важно понять, как сформированы школьные навыки.
Способы обследования школьников:
- Нейропсихологические пробы — задания на слуховую и зрительную память, контроль движений, переработку информации.
- Проверка школьных умений — анализ почерка, темпа чтения, ошибок в письме и счете.
- Игровые методы — помогают увидеть эмоциональное состояние, тревожность, особенности взаимодействия как со взрослыми и сверстниками.
Что выявляет нейропсихологическое обследование
Диагностика помогает разобраться, с чем связаны сложности ребенка. Это могут быть:
- проблемы с концентрацией и вниманием — ребенок не может сосредоточиться, часто отвлекается;
- речевые трудности — плохо понимает инструкции, с трудом подбирает слова, делает много ошибок в устной или письменной речи;
- трудности с памятью — не запоминает материал, быстро забывает прочитанное или услышанное;
- сниженная обучаемость — ребенок старается, но не может усвоить даже простую информацию;
- нарушения пространственного восприятия — путает направления, неправильно ориентируется на листе, затрудняется с математикой;
- эмоциональные трудности — повышенная тревожность, раздражительность, быстрая утомляемость;
- задержки в развитии — отставание от возрастной нормы в развитии речи, моторики, мышления.
Работа детского нейропсихолога — это глубокое понимание детской психики, знание возрастных особенностей и нейрофизиологии, умение выстроить контакт с ребенком и родителями. Но главное — это искреннее желание помочь. Сочетание профессиональных знаний и душевного участия делает нейропсихологическое обследование важным шагом на пути к поддержке и развитию ребенка.
Внимание! Отдел по организации приема работает дистанционно без выходных!!!!
