Чем отличается дистанционное обучение от самообразования? Ответы на вопросы тех, кому важен не только диплом, но и реальный результат
Желающие получить образование дистанционно часто задаются вопросом, как оно отличается от обычного самообразования? Ведь как в первом, так и во втором случае, обучающийся большей частью предоставлен сам себе, изучает материал из источников, следуя некоему плану. Дистанционное обучение гарантирует вам диплом в случае успешного освоения курса, но единственное ли это преимущество?
С каждым годом дистанционное обучение всё популярнее, но и сейчас на форумах и в группах социальных сетей, посвящённых дистанционному обучению встречаются недоумевающие комментарии по поводу целесообразности электронного обучения. В открытом доступе есть множество учебников, достаточно и бесплатных тренингов, вебинаров, лекций. Большинство этого контента бесплатное. Зачем тогда платить за дистанционное обучение? Ведь можно просто изучить представленные материалы самому.
Конечно, при самообразовании вы не получите диплома, а без него очень трудно подтвердить свою компетентность, да и на многие должности без диплома просто не возьмут. Но и покупкой диплома в рассрочку дистанционное обучение не выглядит, да и не является.
Как же строится процесс дистанционного обучения? Чем, кроме диплома, отличается от самообразования? И что обуславливает его эффективность?
Контент: содержание обучения
Содержание любого дистанционного курса дистанционного обучения составляет контент. Что это такое?
- Тексты;
- Аудиозаписи;
- Видеозаписи;
- Приложения.
Итак, контент – это наполнение курса. В классическом обучении он представлен учебниками, рабочими тетрадями и др., в электронном всё более компактно и разнообразно. Контент может быть статичным и динамичным. Первый – это записи, имеющие своё определённое место в структуре курса и вернуться к которым можно в любое время, динамичный контент – это трансляции в прямом эфире, как правило, интерактивные, поучаствовать в которых можно здесь и сейчас. По завершении времени онлайн динамичный контент превращается в статичный – вам доступен просмотр записи мероприятия, но участвовать в нём уже не можете, потому что его время прошло.
Яркий пример динамичного контента – это столь распространенные в дистанционном обучении вебинары, аналог «живых» лекций, практикумов, лабораторных работ. Пока идёт вебинар, Слушатель может принимать в нём активное участие: обсуждать, задавать вопросы, дискутировать и т.д., но когда время трансляции закончилось, можно только смотреть запись.
В чём отличие? Занимаясь самообучением, человек определяет содержание курса сам. Не всегда это содержание корректно, а материалы отвечают целям обучения.
Наставник: живой источник опыта
Преподаватели в дистанционном обучении выполняют абсолютно те же функции, что и в обычном. Это значит, что каждому Слушателю обеспечена поддержка на протяжении всего срока обучения.
Как нужно иногда спросить совета знающего человека и как не хватает такого человека в самообразовании! Можно обращаться к поисковикам в Сети, читать ответы на форуме, но кто поручится за компетентность и правдивость такой информации? С профессиональным преподавателем ситуация обстоит, конечно, иначе, ведь он – не случайный человек из интернета, а компетентный специалист, учёный.
Интересная деталь: профессорско-преподавательский состав в дистанционном обучении нередко богаче по составу и выше по уровню относительно многих стационарных вузов, особенно провинциальных. Это вопрос удобства самих преподавателей. Если в отдалённый уголок именитый специалист преподавать точно не поедет, то на удалённую работу по Сети соглашаются многие светила. Таким образом, в пользу качества дистанционного обучения можно отнести и опытных компетентных наставников.
В чём отличие? Ответ лежит на поверхности. В дистанционном образовании – высококлассные преподаватели, в самообразовании их просто нет.
Делу – время! Помощь плюс контроль
В обучении важно не только задать направление работы, но и контролировать прохождение всех этапов курса. Учиться без стороннего контроля большинству людей крайне сложно – всегда находятся дела важнее, не хватает времени, учёба откладывается. В дистанционном обучении контроль очень строгий. Как правило, это тестирование, но могут быть и устные / письменные экзамены.
Помимо преподавателей-предметников к каждому Слушателю дистанционного обучения прикрепляется тьютор, курирующий прохождение программы, успешное усвоение знаний и продвижения в обучении. Наличие такого гибкого, но требовательного контроля – один из определяющих факторов успешного обучения. Встречаются обучающиеся, сетующие на то, что учиться дистанционно сложнее, чем на стационаре – требования высоки. Но профессионалы получаются сильные!
В чём отличие? В определённости временных рамок, адекватности контроля, и оценки компетенций. Редко кто из нас может оценивать себя правильно и непредвзято.
Итак, вот три ключевых отличия дистанционного обучения от самообразования, если не брать в расчёт диплом:
- Правильно подобранное наполнение курса и продуманная программа;
- Квалифицированные преподаватели;
- Грамотная система сопровождения и контроля.
Эти три кита определяют качество дистанционного обучения:
- Контент требует огромной подготовительной работы и непрестанного обновления. Самостоятельно проделать подготовку наполнения курса, определить важнейшие его составляющие без надлежащего опыта не просто и не всегда возможно.
- Хороших преподавателей непросто найти и удержать в динамичном мире электронного обучения.
- Системы контроля необходимо постоянно менять и совершенствовать, подгоняя под стандарты и требования времени.
Институт, которому по силам со всем этим справиться, точно не будет набирать Слушателей только ради того, чтобы выдать им дипломы. УрИПКиП даст вам то, чего вы ищете: компетенции, опыт и перспективы. Он даст вам больше!