00дней
00часов
00минут
00секунд
Спасибо за заявку!
Мы свяжемся с вами в ближайшее время.
Звонок по России бесплатный
Пн-Вск 8:30-20:30 по Москве
8 (800) 775-13-49 Звонок по России бесплатный
Отдел по организации приема
Пн-Вс 8:00-21:00 по Москве

Запуск речи у неговорящих детей: особенности и методики

Запуск речи у неговорящих детей требует системного подхода, который объединяет в себе различные методики и технологии, способствующие развитию речевых и коммуникативных навыков. В этой статье расскажем об основных этапах развития речи у детей, как логопеды запускают речь у неговорящих детей и какие методики для этого используют.

Содержание статьи:

Запуск речи у неговорящих детей

Основные этапы развития речи у детей

  1. Предречевой период (2–3 месяца): Младенцы начинают проявлять свои коммуникативные способности, издавая звуки, крича и используя жесты и мимику.
  2. Период произношения звуков (6 месяцев): Дети учатся произносить простые слоги, например «га», «ля», «на», и начинают повторять их, создавая комбинации, такие как «на-на-на».
  3. Период односложных слов (12 месяцев): Начинается произношение простых слов, таких как «мама», «дай», «нет», с параллельным пониманием сказанного.
  4. Период двусложных слов и фраз (18–24 месяца): Дети формируют короткие фразы из двух слов, например, «дай мне», «мама, пить».
  5. Период грамматического развития (2–3 года): У детей появляется способность формулировать более сложные мысли и рассказывать о своих переживаниях.
  6. Развитие словарного запаса и связной речи (после 3–4 лет): Дети используют более сложные предложения, способны объяснить свои желания и умеют рассказывать истории.

Каждый ребенок уникален, и вышеописанные этапы представляют собой лишь общий ориентир. Если родители замечают признаки задержки в развитии речи, рекомендуется обратиться к специалисту, который сможет предоставить необходимую помощь и поддержку.

Признаки, что речь ребенка нуждается в запуске

Для выявления возможных проблем в развитии речи у ребенка следует обращать внимание не только на соответствие его речи нормам, характерным для его возраста, но и на другие признаки.

Во-первых, важно следить за тем, как ребенок реагирует на окружающие звуки. Обычно с 6–8 месяцев дети начинают улыбаться в ответ на голоса родителей. Отсутствие такой реакции может быть сигналом для обращения к специалисту.

Во-вторых, важно обратить внимание, начал ли ребенок лепетать в 10 месяцев.

В-третьих, дети в возрасте 2 лет обычно уже понимают обращенные к ним вопросы и могут ответить на них хотя бы небольшими фразами из нескольких слов.

В-четвертых, если трехлетний ребенок почти не говорит и его словарный запас ограничен примерно 50 словами — это может быть признаком того, что ему необходима помощь специалиста.

Также следует обратить внимание на то, как ребенок взаимодействует с окружающими — идет ли на контакт первым и есть ли у него трудности в общении.

Если у ребенка наблюдаются несколько из перечисленных признаков, стоит обратиться за консультацией к логопеду, который при необходимости окажет ребенку помощь и поможет запустить речь.

Как стать специалистом по запуску речи у неговорящих детей?

➥ Если вас интересует профессия специалиста по запуску речи у неговорящих детей, вы хотите научиться диагностировать необходимость запуска речи у ребенка и проводить работу по формированию речевой деятельности у неговорящих детей, то вы можете пройти онлайн-курсы повышения квалификации в УРГАПС:

Запуск речи у неговорящих детей. Специфика организации и проведения логопедической работы
108 часов / 1.5 мес.
Дисциплины: Специальные
Подходит для действующих специалистов
12 300 руб
8 200 руб
Оставить заявку
Заявка на обучение или консультацию
Задайте нам Ваш вопрос, и наши специалисты проконсультируют Вас в ближайшее время.
Спасибо за заявку!
Мы свяжемся с вами в ближайшее время.

Как логопед запускает речь неговорящего ребенка

Сначала логопед находит с ребенком общий язык и выявляет активности, которые больше всего нравятся ребенку, чтобы уже на основе этой информации проводить коррекционную работу. В самом начале работы по запуску речи логопед не преследует цели во что бы то ни стало добиться звуков от ребенка — важно запускать речь постепенно, чтобы ребенок не замкнулся. Однако если ребенок издает звуки во время игр, то стоит это поощрять — похвалой или даже сладостью.

Далее логопед учит ребенка повторять за ним различные движения и предлагает активные игры со звуковым сопровождением. Например, популярностью пользуется известная игра «по кочкам, по кочкам», в финале которой ребенок «падает в ямку» со звуком «бух». Активные движения вызывают у ребенка радость и под влиянием сильных эмоций он начинает издавать звуки и даже произносить слова. 

Затем логопед начинает помогать ребенку развивать понимание речи. Это делается, во-первых, с помощью вопросов о различных предметах. Например, «Где кукла? Покажи». Такой метод помогает ребенку устанавливать связь предмета и его названия. Во-вторых, пониманию речи способствует чтение сказок. Особенно полезны для занятий детские сказки, где присутствуют повторения слов. Например, «Репка» — «тянут-потянут» и «Колобок» — «катится-катится». Интересный сюжет вызывает у ребенка сильные эмоции, под влиянием которых он начинает пытаться повторить запомнившиеся слова из сказки — те самые, повторяющиеся.

Еще один этап запуска речи — обучение правильному произношению гласных и согласных, а также слогов. А уже затем логопед переходит к обучению ребенка правильному произношению слов и помогает ему развивать словарный запас.

Методики, которые используют для запуска речи

Методики, применяемые логопедами, подбираются с учетом возраста ребенка. Например, при работе с двухлетними детьми основное внимание уделяется артикуляционной гимнастике, включающей упражнения, способствующие развитию мышц лица, ответственных за произношение звуков. 

Один из важнейших подходов в работе с детьми — игровой, так как это прекрасный способ заинтересовать ребенка и помочь ему освоить новые звуки. 

Другой эффективной методикой является визуальный подход, смысл которого состоит в использовании карточек с картинками и кубиков с буквами, что помогает детям выстраивать ассоциации между словами и изображениями.

На занятиях с детьми постарше, у которых уже присутствует речь, логопеды используют методики для ее развития и расширения словарного запаса. Например, распространенный прием — моделирование речи, когда логопед дополняет произнесенное ребенком слово. Например, ребенок говорит «юла», а логопед уточняет: «большая яркая юла».

Также применяется методика повторения и подражания, направленная на то, чтобы ребенок повторял звуки животных или птиц, так как произношение различных звуков способствует развитию его речи.

Важную роль в запуске речи у неговорящих детей играет использование жестов и мимики, так как это помогает детям, испытывающим сложности в произношении слов, выражать свои мысли и сообщать о своих потребностях.

Дыхательная гимнастика — еще одна методика, которую используют логопеды при запуске речи. Ее цель заключается в укреплении дыхательных органов ребенка, что важно для формирования у него четкой и внятной речи.

Заявка на обучение или консультацию
Внимание! Отдел по организации приема работает дистанционно без выходных!
Возврат 13%
Возврат 13%
Подробнее
По запросу предоставляем пакет документов для получения налогового вычета в ФНС в размере 13% от стоимости обучения
Регулярные онлайн-вебинары
Регулярные онлайн-вебинары
Подробнее
Онлайн вебинары с экспертами, которые вы можете посетить бесплатно во время обучения и получить сертификат за каждый посещенный вебинар. Доступны 10000+ в завписи
Служба сопровождения
Служба сопровождения
Подробнее
Отдел по сопровождению учебного процесса отвечает на любые вопросы о программах, содержании материалов, документах. Контакт-центр на любые вопросы о том, как скачать и загрузить в систему материал, почистить кеш, сменить браузер и т.д.)
Бессрочный доступ
Бессрочный доступ
Подробнее
Доступ к учебным материалам навсегда после успешного окончания курса. Записи более 10000 вебинаров доступны ещё 90 дней после успешного завершения курса.
Беспроцентная рассрочка
Беспроцентная рассрочка
Подробнее
На программы профпереподготовки и профессионального обучения. Рассчитывается индивидуально, без скрытых платежей и участия банка.
Скидки на программы
Скидки на программы
Подробнее
Скидки от 3% для групп от 3-х человек. Чем больше группа, тем выше процент скидки. Скидка 5% на повторное обучение и для ряда льготных категорий. Уточнить, положена ли вам льготная скидка, можно у специалиста отдела по организации приема.
Дистанционный* формат
Дистанционный* формат
Подробнее
Процессы поступления и обучения, все виды тестирований (экзамен, квалификационный экзамен) проводятся дистанционно*. Документы отправляем бесплатно «Почтой России» после успешного завершения обучения.
Доступ к biblioclub.ru
Доступ к biblioclub.ru
Подробнее
На время обучения предоставляется доступ к университетской электронной библиотеке, содержащей более 150 000 книг, периодических изданий и мультимедийных материалов.

Мы обрабатываем данные посетителей и используем куки согласно политике.

Задать вопрос
Задайте нам Ваш вопрос, и наши специалисты проконсультируют Вас в ближайшее время.
Спасибо за заявку!
Мы свяжемся с вами в ближайшее время.