Запуск речи у неговорящих детей требует системного подхода, который объединяет в себе различные методики и технологии, способствующие развитию речевых и коммуникативных навыков. В этой статье расскажем об основных этапах развития речи у детей, как логопеды запускают речь у неговорящих детей и какие методики для этого используют.
Содержание статьи:
- Основные этапы развития речи у детей
- Признаки, что речь ребенка нуждается в запуске
- Как стать специалистом по запуску речи у неговорящих детей?
- Как логопед запускает речь неговорящего ребенка
- Методики, которые используют для запуска речи
Основные этапы развития речи у детей
- Предречевой период (2–3 месяца): Младенцы начинают проявлять свои коммуникативные способности, издавая звуки, крича и используя жесты и мимику.
- Период произношения звуков (6 месяцев): Дети учатся произносить простые слоги, например «га», «ля», «на», и начинают повторять их, создавая комбинации, такие как «на-на-на».
- Период односложных слов (12 месяцев): Начинается произношение простых слов, таких как «мама», «дай», «нет», с параллельным пониманием сказанного.
- Период двусложных слов и фраз (18–24 месяца): Дети формируют короткие фразы из двух слов, например, «дай мне», «мама, пить».
- Период грамматического развития (2–3 года): У детей появляется способность формулировать более сложные мысли и рассказывать о своих переживаниях.
- Развитие словарного запаса и связной речи (после 3–4 лет): Дети используют более сложные предложения, способны объяснить свои желания и умеют рассказывать истории.
Каждый ребенок уникален, и вышеописанные этапы представляют собой лишь общий ориентир. Если родители замечают признаки задержки в развитии речи, рекомендуется обратиться к специалисту, который сможет предоставить необходимую помощь и поддержку.
Признаки, что речь ребенка нуждается в запуске
Для выявления возможных проблем в развитии речи у ребенка следует обращать внимание не только на соответствие его речи нормам, характерным для его возраста, но и на другие признаки.
Во-первых, важно следить за тем, как ребенок реагирует на окружающие звуки. Обычно с 6–8 месяцев дети начинают улыбаться в ответ на голоса родителей. Отсутствие такой реакции может быть сигналом для обращения к специалисту.
Во-вторых, важно обратить внимание, начал ли ребенок лепетать в 10 месяцев.
В-третьих, дети в возрасте 2 лет обычно уже понимают обращенные к ним вопросы и могут ответить на них хотя бы небольшими фразами из нескольких слов.
В-четвертых, если трехлетний ребенок почти не говорит и его словарный запас ограничен примерно 50 словами — это может быть признаком того, что ему необходима помощь специалиста.
Также следует обратить внимание на то, как ребенок взаимодействует с окружающими — идет ли на контакт первым и есть ли у него трудности в общении.
Если у ребенка наблюдаются несколько из перечисленных признаков, стоит обратиться за консультацией к логопеду, который при необходимости окажет ребенку помощь и поможет запустить речь.
Как стать специалистом по запуску речи у неговорящих детей?
➥ Если вас интересует профессия специалиста по запуску речи у неговорящих детей, вы хотите научиться диагностировать необходимость запуска речи у ребенка и проводить работу по формированию речевой деятельности у неговорящих детей, то вы можете пройти онлайн-курсы повышения квалификации в УРГАПС:
Как логопед запускает речь неговорящего ребенка
Сначала логопед находит с ребенком общий язык и выявляет активности, которые больше всего нравятся ребенку, чтобы уже на основе этой информации проводить коррекционную работу. В самом начале работы по запуску речи логопед не преследует цели во что бы то ни стало добиться звуков от ребенка — важно запускать речь постепенно, чтобы ребенок не замкнулся. Однако если ребенок издает звуки во время игр, то стоит это поощрять — похвалой или даже сладостью.
Далее логопед учит ребенка повторять за ним различные движения и предлагает активные игры со звуковым сопровождением. Например, популярностью пользуется известная игра «по кочкам, по кочкам», в финале которой ребенок «падает в ямку» со звуком «бух». Активные движения вызывают у ребенка радость и под влиянием сильных эмоций он начинает издавать звуки и даже произносить слова.
Затем логопед начинает помогать ребенку развивать понимание речи. Это делается, во-первых, с помощью вопросов о различных предметах. Например, «Где кукла? Покажи». Такой метод помогает ребенку устанавливать связь предмета и его названия. Во-вторых, пониманию речи способствует чтение сказок. Особенно полезны для занятий детские сказки, где присутствуют повторения слов. Например, «Репка» — «тянут-потянут» и «Колобок» — «катится-катится». Интересный сюжет вызывает у ребенка сильные эмоции, под влиянием которых он начинает пытаться повторить запомнившиеся слова из сказки — те самые, повторяющиеся.
Еще один этап запуска речи — обучение правильному произношению гласных и согласных, а также слогов. А уже затем логопед переходит к обучению ребенка правильному произношению слов и помогает ему развивать словарный запас.
Методики, которые используют для запуска речи
Методики, применяемые логопедами, подбираются с учетом возраста ребенка. Например, при работе с двухлетними детьми основное внимание уделяется артикуляционной гимнастике, включающей упражнения, способствующие развитию мышц лица, ответственных за произношение звуков.
Один из важнейших подходов в работе с детьми — игровой, так как это прекрасный способ заинтересовать ребенка и помочь ему освоить новые звуки.
Другой эффективной методикой является визуальный подход, смысл которого состоит в использовании карточек с картинками и кубиков с буквами, что помогает детям выстраивать ассоциации между словами и изображениями.
На занятиях с детьми постарше, у которых уже присутствует речь, логопеды используют методики для ее развития и расширения словарного запаса. Например, распространенный прием — моделирование речи, когда логопед дополняет произнесенное ребенком слово. Например, ребенок говорит «юла», а логопед уточняет: «большая яркая юла».
Также применяется методика повторения и подражания, направленная на то, чтобы ребенок повторял звуки животных или птиц, так как произношение различных звуков способствует развитию его речи.
Важную роль в запуске речи у неговорящих детей играет использование жестов и мимики, так как это помогает детям, испытывающим сложности в произношении слов, выражать свои мысли и сообщать о своих потребностях.
Дыхательная гимнастика — еще одна методика, которую используют логопеды при запуске речи. Ее цель заключается в укреплении дыхательных органов ребенка, что важно для формирования у него четкой и внятной речи.