Внимание! Отдел по организации приема работает дистанционно без выходных!

8 (800) 775-13-49
Звонок по России бесплатный
Пн-Вс 8:00-21:00 по Москве.
наверх

Как развивать эмоциональный интеллект дошкольников?

29.10.2021

Как развивать эмоциональный интеллект дошкольниковЧто такое эмоциональный интеллект, каковы этапы и особенности его формирования у детей, и как педагог дошкольного образования может способствовать его развитию? Рассказывает эксперт-практик АНО ДПО «УрИПКиП» Гершман Елена Дугласовна.

До недавнего времени главной целью воспитательного процесса считалось развитие умственных способностей детей. Сегодня считается, что эмоциональный интеллект (EQ) не менее важен для успеха, чем IQ – умственный интеллект. В 2020 году эмоциональный интеллект был включён в Топ-10 важнейших навыков экспертами Всемирного экономического форума.

Что такое эмоциональный интеллект?

Эмоциональный интеллект или EQ (от англ. Emotional Intelligence) – это способность распознавать, понимать и контролировать эмоции, как свои, так и других людей. Человек с развитым EQ понимает мотивы и намерения, желания окружающих и свои собственные, может контролировать эмоциональные проявления.

История науки о EQКак развивать эмоциональный интеллект дошкольников

Понятие «Emotional Intelligence» появилось в научной среде после одноимённой публикации Дж. Майера и П. Сэловея.

В 1995 г. вышла книга-бестселлер Дэниела Гоулмана об эмоциональном интеллекте и его значении. С переводом этой книги наука EQ стала развиваться в России.

Сегодня развитие эмоционального интеллекта детей отмечено уже на государственном уровне. Общие положения ФГОС ДО содержат прямые указания на то, что содержание образовательной программы должно обеспечивать (в том числе) развитие социального и эмоционального интеллекта (п. 2.6).

Этапы становления EQ у детей

Точные возрастные рамки к данным этапам не установлены, но считается, что к старшему дошкольному возрасту ребёнок должен пройти их все.

  1. Осознаёт собственные эмоции, а затем распознаёт эмоциональные проявления других людей.
  2. Может воспринимать и идентифицировать эмоции по выражению лица, тону голоса и другим проявлениям: веселье, грусть, гнев и др.
  3. Расширяется словарный запас, ребёнок способен описать некоторые чувства и состояния словами.
  4. Начинает проявлять сочувствие, эмпатию: беспокоится, года кому-то рядом плохо, испытывает симпатию к более слабым существам – младшим детям, животным.
  5. Появляется навык контроля над эмоциями: ребёнок знает, когда уместны эмоциональные проявления, а когда нет, учится сдерживать свои чувства.
  6. Может выстроить причинно-следственные связи появления положительных или отрицательных эмоций у себя и окружающих.
  7. Формируется осознание взаимосвязи между эмоциями и поведением.

Компоненты эмоционального интеллекта дошкольников

Составляющие EQ – это, по сути, путь, который ребёнок проходит от понимания эмоций к управлению ими. Классическая схема выглядит следующим образом: 

Как развивать эмоциональный интеллект дошкольников

Основные принципы развития EQ

  • Внимание к желаниям и потребностям детей.
  • Создание атмосферы, способствующей проявлению эмоций.
  • Тренировка распознавания эмоций у себя и других на примерах.
  • Предотвращение и сглаживание конфликтов в группе.
  • Поощрение попыток детей справиться с негативными эмоциями.
  • Обучение различным способам снятия напряжения и управления эмоциями.

Содержание работы по развитию EQ в ДОО

  • Обеспечение комфортного, не перегруженного режима дня.
  • Двигательная нагрузка: физкультминутки, спортивные игры.
  • Телесно-ориентированные методы, психогимнастика.
  • Игротерапия: сюжетно-ролевые, коммуникативные и другие игры.
  • Арт-терапия: рисование, лепка, работа с природными материалами и др.
  • Сказкотерапия, игры-драматизации, образные игры, интерактивные беседы.
  • Применение наглядных пособий: изображений, видеосюжетов, схем и пр.

Программы по развитию эмоционального интеллекта детей

Существует ряд авторских программ по развитию EQ у дошкольников. Например:

Нгуен М. А. предлагает программу для педагогов, работающих со старшими дошкольниками. Программа рассчитана на 20 занятий в течение полугода. Цель: развитие ориентации дошкольника на роль и значимость других людей в его деятельности.

Структура каждого занятия включает:

  • чтение рассказа или стихотворения;
  • беседу по содержанию текста;
  • отбор картинок с эмоциональными состояниями людей, соответствующими эмоциональным состояниям и переживаниям персонажей рассказа или стихотворения;
  • проведение одной-двух игр.

► Используемые в программе игры представлены в содержании курса АНО ДПО «УрИПКиП»:

Куракиной А. О. предложена модель психолого-педагогического сопровождения развития EQ у детей старшего дошкольного возраста. Программа ориентирована на педагогов-психологов в ДОО.

Диагностический блок программы включает:

  • методику Е. И. Изотовой «Эмоциональная идентификация»;
  • методику А. М. Щетининой «Характер проявлений эмпатических реакций и поведения у детей»;
  • диагностику способности ребенка к партнерскому диалогу А. М. Щетининой;
  • диагностический комплекс М. А. Нгуена.

Тренинг по этой программе состоит из трех блоков:

  1. «Азбука эмоций» – знакомство детей с базовыми эмоциями.
  2. «Эмоциональные стратегии межличностного взаимодействия» – формирование у детей навыков вербального и невербального продуктивного взаимодействия с окружающими.
  3. «Хозяин своих чувств» – обучение детей эмоциональному проживанию игровой ситуации различного модального содержания (радостного, печального и т. д.).

Ежковой Н. С. разработана последовательная программа по эмоциональному развитию дошкольников для педагогов ДОО. Это – система педагогических средств, направленных на обогащение эмоционального опыта детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста на уровне эмоциональной реактивности (кратковременных реакций на стимулы внешней среды) и эмоциональных состояний (относительно длительных проявлений).

Также автором разработан комплекс педагогических средств развития сферы эмоций и чувств: эмоционально-сенсорные, эмоционально-экспрессивные игры, когнитивные схемы эмоций и др.

► Научиться профессионально работать над развитием эмоционального интеллекта дошкольников вы можете всего за 5 недель на программе повышения квалификации

Вы изучите психологические основы формирования эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста, узнаете больше о диагностике EQ, научитесь применять различные инструменты и методики (в том числе проективные), сможете реализовывать современные программы развития эмоционального интеллекта детей.

В ходе обучения (и в течение трех месяцев после обучения) вам будут доступны вебинары по темам:Как развивать эмоциональный интеллект дошкольников

  • Эмоциональный интеллект детей дошкольного возраста: понятие и структура.
  • Эмоциональный интеллект в жизни и в бизнесе.
  • Эмоциональный интеллект и его значение в жизни человека.
  • Анатомо-физиологическая основа эмоционального интеллекта.
  • Серия: психология психических процессов. Эмоции.
  • Методы диагностики эмоциональной сферы у детей: Оценка уровня сформированности эмоциональной сферы у детей. Наблюдение, опросники, проективные методики.
  • Эмоциональный интеллект детей дошкольного возраста: методы развития.
  • Развитие эмоционального словаря детей дошкольного возраста в игровой деятельности.
  • Понимание эмоций детьми дошкольного возраста: диагностика и методы развития.
  • Развитие эмоционально-личностной сферы детей старшего дошкольного возраста
  • Развитие эмоциональной сферы у детей в онтогенезе.
  • Когнитивные схемы эмоций как средство развития представлений об эмоциях у детей среднего и старшего дошкольного возраста.

Хотите поступить? Есть вопросы по программе? Специалисты АНО ДПО «УрИПКиП» готовы ответить вам по телефону
8 (800) 775-13-49 или через форму обратной связи.

Поделитесь этой новостью в социальной сети!

Другие новости и статьи >>

Задать вопрос

Внимание! Отдел по организации приема работает дистанционно без выходных!

Политика в области обработки и защиты персональных данныx
* С документом о политике обработки и защиты персональных данных ознакомлен (-а)