Внимание! Отдел по организации приема работает дистанционно без выходных!

Звонок по России бесплатный
Пн-Вс 8:00-21:00 по Москве.
наверх

Методики обучения чтению: преимущества и недостатки

24.06.2022

Как говорит Татьяна Черниговская, знаменитый российский ученый и нейролингвист, когда человек читает, в его мозге задействованы в этом процессе целых 17 зон. Например, одна отвечает за зрительное восприятие, другая — за смысл прочитанного, а третья — за сопоставление звуков и букв. Способность читать эволюционно появилась сравнительно недавно, и она не была заложена в нас природой.

Чтобы научиться читать, в мозге должны созреть соответствующие разделы. Их развитие происходит постепенно, в несколько этапов. Именно поэтому так важно помочь ребенку освоить навык чтения и подобрать подходящую ему методику.

4 подхода к обучению чтению

Все методики обучения чтению можно разделить на 4 типа:

  • аналитико-синтетический;
  • буквослагательный;
  • глобальный;
  • складовый.

► Далее разберем подробно все недостатки и достоинства каждого из четырех методов.

Аналитико-синтетический метод

По данной методике обучают детей чтению в сегодняшней российской школе. Смысл ее в том, что вначале ребенок учится различать звуки, впоследствии буквы, далее слоги, слова, фразы и предложения. То есть обучение идет определенно последовательно, что подразумевает развитие фонематического слуха и грамотного письма.

Примеры:

  • система Эльконина-Давыдова;
  • букварь О. Жуковой;
  • «Я начинаю читать» Е. Колесниковой;
  • «Быстрое обучение чтению» Е. Нефедовой.

Достоинства:

  • освоение навыка чтения происходит достаточно быстро;
  • ребенок чутко улавливает звуковую форму слов;
  • снижается количество ошибок при письме;
  • скорее происходит переход к слитному чтению;
  • родителям понятна эта система, так как они сами по ней учились читать;
  • нет противоречий со школьной программой;
  • подходит детям с дефектами речи.

Недостатки:

  • освоение навыка по этой системе требует умственного напряжения;
  • не подходит для раннего обучения чтению;
  • есть проблемы с пониманием прочитанного.

Буквослагательный метод

Метод базируется на изучении букв и последующем складывании из них слов. Условно делится на три этапа: знакомство с буквами, исследование звуков, обучение чтению и письму. Рекомендуется заниматься по этой методике, когда малыш начинает интересоваться составными частями предметов — примерно в 3-4 года.

Пример: методика обучения чтению Марии Монтессори. Отечественный аналог — методика Ольги Соболевой.

Достоинства:

  • много заданий в форме игры;
  • используемые материалы дополнительно развивают мелкую моторику и мышление;
  • быстрое освоение навыка чтения;
  • появляется навык чтения про себя.

Недостатки:

  • дома собрать все необходимые элементы достаточно трудоемко, потому что их требуется великое множество;
  • часто дети не могут из алфавитных названий букв составлять слова;
  • нет творческого развития;
  • методика больше подходит для групп.

Глобальный, или метод целых слов

Метод основан на заучивании целых слов сразу, без раскладывания их на буквы и звуки. Считается, что дети способны быстро запоминать именно слова из-за особенностей развития мозга.

Пример методики — карточки Гленна Домана. Отечественный автор — Андрей Маниченко.

Достоинства:

  • подходит для раннего обучения чтению;
  • быстро накапливается словарный запас;
  • сразу появляется понимание прочитанного;
  • развитие зрительной и слуховой памяти.

Недостатки:

  • не подходит для детей старшего возраста;
  • нужно заготавливать большое количество карточек;
  • в школе могут возникнуть проблемы из-за разности подходов к обучению;
  • бывают трудности с восприятием слов, написанных другим шрифтом.

Складовый метод

Склад — это не слог, а пара из гласной и согласной, или одна буква, или пара из согласной и твердого или мягкого знака. Склады проще воспринимаются ребенком и легко заучиваются. Идея так учить детей чтению возникла потому, что говорить младенец начинает именно по складам.

Складовый метод стал известен благодаря знаменитым кубикам Зайцева, хотя так учили читать даже Александра Пушкина.

Достоинства:

  • легко учиться;
  • можно начинать уже с годовалого возраста;
  • подойдет для старших дошкольников;
  • дополнительно развивается цветовое и пространственное восприятие, музыкальный слух и память, чувство ритма, мелкую моторику;
  • освоение навыка идет в игровой форме.

Недостатки:

  • в школе могут возникнуть проблемы с фонетикой и грамматикой;
  • сами пособия стоят недешево и быстро портятся;
  • нельзя применять в групповых занятиях.

К сожалению, перечислить все методики обучения чтению в одной статье невозможно, потому что их разработано уже сотни, если не тысячи. Главное — это подобрать такой способ, который будет нравиться ребенку и родителю. Вы можете даже сочетать несколько методик, если это поможет достигнуть нужного результата.

Поделитесь этой новостью в социальной сети!

Другие новости >>

Задать вопрос

Внимание! Отдел по организации приема работает дистанционно без выходных!

Политика в области обработки и защиты персональных данныx
* С документом о политике обработки и защиты персональных данных ознакомлен (-а)