Внимание! Отдел по организации приема работает дистанционно без выходных!

Звонок по России бесплатный
Пн-Вс 8:00-21:00 по Москве.
наверх

Чем поможет ЦПМПК, если ребенок не говорит

18.07.2022

В статье рассматривается, по каким причинам может задерживаться, какими симптомами проявляется задержка речи, как проводится диагностика и коррекция. Также вы узнаете, как работает ЦПМПК и чем эта комиссия может помочь ребенку с нарушением речи.

Нормальное развитие речи

К году в активной речи ребенка должны присутствовать около 10 простых слов типа «мама», «папа», «би-би» и аналогичных им. В 2 года речь становится более насыщенной, слова объединяются в простые предложения типа «Дай пить», и запас слов увеличивается до 50 и более. К 3 годам предложения усложняются, быстро растет речевой запас. В 4 года появляются первые простые связные рассказы, наступает время «почемучек». В 5 лет ребенок способен внятно описать, что произошло в прошлом.

По статистике, девочки начинают говорить раньше мальчиков, так как у них созревание головного мозга происходит быстрее, к тому же они по природе эмоциональнее.

Причины задержки речи

  • Тяжелая беременность и роды (внутриутробная инфекция, гидроцефалия, гипоксия плода, недоношенность, травма ребенка при родах).
  • Генетические болезни (аутизм, синдром Дауна, умственная отсталость, ДЦП).
  • Осложнения после инфекционных болезней (менингит, отит, менингоэнцефалит).
  • Нарушения речевого аппарата (короткая уздечка языка, микрогнатия, волчья пасть, заячья губа).
  • Нарушения слуха (тугоухость, глухота).
  • Стрессы.
  • Ребенок не хочет говорить (нет мотивации).
  • Индивидуальный темп развития (допускается отставание от нормы до полугода).
  • С ребенком недостаточно общаются.
  • В семье общаются на двух языках.

Симптомы задержки речи. Примеры

Возможно проявление как одного симптома, так и сочетания нескольких.

  • Речь не соответствует норме для его возраста (например, в 3 года ребенок знает несколько простейших слов, у него нарушена дикция, разговаривает на «своем языке», который понимают только близкие).
  • В 1 год ребенок не реагирует на звуки, включая речь.
  • В 1,5–2 года не может выполнить простое указание на слух (дай, покажи, принеси).
  • Разговаривает только цитатами из мультфильмов или книг, прочитанных ему многократно (причем ребенок может вполне уместно вставлять их в диалог, а может просто жить в своем внутреннем мире, прокручивая вслух мультфильмы и содержание книжек).
  • Предпочитает речи общение с помощью жестов и мимики (показывает пальцами и мычит, ему проще самому подойти и взять нужную вещь, чем попросить кого-то ее принести).
  • Не общается со сверстниками полноценно (ребенок тянется в общении к детям более младшего возраста; сверстники не хотят общаться с ребенком, не успевающим за их играми и не понимающим их).

Диагностика нарушений речи

Диагноз «ЗРР» (задержка речевого развития) могут поставить логопед-дефектолог и детский невролог.

Первый шаг специалистов должен быть направлен на выявление умственной отсталости или аутизма. Если возникли какие-то подозрения, ребенка отправляют на консультацию к психиатру и при подтверждении нарушений начинают лечение.

Если проблема в слухе — назначают консультацию у отоларинголога и сурдолога, который в случае необходимости поможет подобрать подходящий слуховой аппарат.

Невролог может назначить дополнительные обследования:

  • электроэнцефалография (ЭЭГ);
  • ультразвуковая допплерография (УЗДГ);
  • МРТ или КТ головного мозга.

Чтобы поставить диагноз «ЗРР», специалистам будет достаточно выявить у ребенка отставание от норм развития речи. Все остальные исследования призваны исключить более серьезные патологии.

► Но родителям следует помнить, что для постановки диагноза «ЗРР» логопед никогда не ограничивается одним обследованием. Во время первичной диагностики он выносит лишь предварительный диагноз, который подтверждается или опровергается в течение нескольких занятий, где специалист может лично наблюдать за ребенком.

Коррекционная работа и лечение при задержке речи

В первую очередь устраняется влияние внешних факторов, вызвавших задержку речевого развития. Например, если поводом послужила неблагоприятная социально-педагогическая обстановка, необходимо создать ребенку все условия для стимуляции речи: показывать, как правильно произносить слова, проговаривать все, что происходит с ребенком и вокруг него, подобрать подходящий дидактический материал и регулярно заниматься.

Если причиной стало заболевание или поражение мозга, то невролог назначает подходящее лечение, включающее в себя логопедический и другие виды массажа, прием ноотропов, магнитотерапию и прочее.

Совместно с лечением и обучением потребуются занятия с нейропсихологом, логопедом-дефектологом, преподавателями ЛФК. Отдельное внимание следует уделить стимуляции мелкой моторики (пальчиковым играм, лепке из твердого пластилина, вырезанию из бумаги), физкультурным упражнениям (бассейн, гимнастика) и дидактическим играм (тематические лото, логопедические карточки и кубики).

Почему может потребоваться помощь ЦПМПК

Представьте себе ситуацию: в детском саду ребенок говорит гораздо хуже своих сверстников. В группе из 28 детей у воспитателя и няни не хватает времени на ребенка, с которым никто не общается. Он ни с кем не играет, на групповых занятиях не успевает за другими детьми, потому что привык к неспешному темпу индивидуальных занятий с мамой, где все внимание — только ему. Или представьте младшего школьника, который физически не может усидеть за партой 30 минут, и информация, которую дает учитель, звучит для него на такой запредельной скорости, что он попросту ничего не успевает понять. Это не нарушение интеллекта. Просто другой темп. Другой уровень восприятия.

Иногда родители считают, что дети с задержкой речи должны находиться в среде более развитых сверстников, чтобы подсознательно тянуться за ними. Для некоторых ребят это — настоящая школа выживания, где результатом является не только подтягивание речи и уровня развития до нормы (причем не всегда), но и зашкаливающий уровень стресса каждый день.

Другие выбирают более мягкий способ — коррекционные учебные заведения. Не нужно пугаться слова «коррекционный». К примеру, что такое коррекционный детский сад? Это группа из 4–7 человек, где воспитатель и его помощник, помимо общих занятий, успевают позаниматься персонально с каждым ребенком. Это постоянный личный контроль. Это обязательные дополнительные занятия и обследования штатных специалистов: логопеда и психолога. Это возможность получить официальную отсрочку поступления в школу до 8 лет.

Конечно, никто не вправе диктовать родителям, как поступить со своим ребенком. Можно только посоветовать, как это делает Центральная психолого-медико-педагогическая комиссия (ЦПМПК), которую проходят, если сомневаются, что ребенку подходит посещаемое им учебное заведение.

Как работает ЦПМПК

Центральная психолого-медико-педагогическая комиссия представляет собой комплексное обследование ребенка в присутствии его родителей одновременно несколькими специалистами. В общей сложности она длится 2–3 часа в одном кабинете. Прием ведут:

  • педиатр;
  • социальный педагог;
  • психолог;
  • психиатр;
  • логопед;
  • дефектолог.

Ребенок пересаживается от одного специалиста к другому по кругу. Ему задают разнообразные вопросы и просят выполнить задания, соответствующие его возрасту: рассказать про себя, друзей и родителей, про времена года и назначение различных предметов, цвета и формы, формировать группы предметов по какому-то признаку (овощи, мебель, одежда и пр.), убрать лишнее, повторить услышанное. Обязательна проверка координации движений (поймай мяч), моторики и уровня речи (все ли звуки умеет произносить, сколько слов говорит). В общем, с ребенком обсуждают все то, что он должен уметь и знать для его возрастной нормы.

В конце комиссия выдает заключение и протокол ЦПМПК родителям под роспись. В заключении будет отражено:

  • сможет ли ребенок и далее обучаться по программе заведения, которое он в данный момент посещает;
  • требуются ли ребенку дополнительные занятия со специалистами, а также наблюдение у врачей или лечение.

Заключение, которое родители получают на руки, — это не указания к действию, а рекомендации. Если родителям кажется, что им эти рекомендации не подходят, они вправе оставить ребенка в прежнем заведении. Но многие родители замечают, что ребенку некомфортно в садике или школе, что ему требуется регулярная помощь специалистов, и не ждут направления от заведующего или школьного психолога, записываясь на комиссию самостоятельно.

Программы по теме:

Поделитесь этой новостью в социальной сети!

Другие новости >>

Задать вопрос

Внимание! Отдел по организации приема работает дистанционно без выходных!

Политика в области обработки и защиты персональных данныx
* С документом о политике обработки и защиты персональных данных ознакомлен (-а)