Внимание! Отдел по организации приема работает дистанционно без выходных!

Звонок по России бесплатный
Пн-Вс 8:00-21:00 по Москве.
наверх

Сенсорная интеграция в работе логопеда

18.08.2022

Сенсорная интеграция означает взаимодействие всех органов чувств: получение информации извне, ее упорядочивание и формирование адекватного ответа.

Если упростить, то все, что мы видим, слышим, чувствуем, ощущаем, поступает в мозг и обрабатывается там, а затем возвращается в виде какого-то знания. Например, когда едим суп, то точно знаем, как он выглядит, пахнет, каков на вкус и куда нужно подносить ложку.

Сенсорная интеграция возникает еще во внутриутробном периоде, а после появления малыша на свет начинает активно развиваться. Примерно до семи лет ребенок познает мир только с помощью ощущений — чтобы познакомиться с предметом, ему обязательно нужно его потрогать, понюхать и даже лизнуть. Чем точнее работают его органы чувств, тем больше информации он получит.

Разработала теорию сенсорной интеграции Джин Айрес — эрготерапевт, лечебный педагог, научный сотрудник Южно-калифорнийского университета в Лос-Анджелесе.

Что такое дисфункция сенсорной интеграции

Искажение обработки сенсорной информации называется дисфункцией. Иногда за капризами ребенка как раз и скрывается этот диагноз, но его очень трудно поставить. Например, ребенок может бояться громких звуков или езды на велосипеде — непросто разобраться, это нарушение или просто плохое настроение.

Какие признаки могут указывать на нарушения обработки информации:

  • cлуховой — боязнь громких звуков, непереносимость определенных песен, маминых колыбельных, мелодий музыкальных игрушек. Ребенок может игнорировать, когда к нему обращаются, теряется в шумной толпе, на улице, в классе;

  • зрительной — не смотрит в глаза, плохо себя чувствует при ярком свете, не любит перешагивать препятствия и лазить по лестницам, одевает обувь не на ту ногу, не различает лица в толпе;

  • тактильной — резкая реакция на определенные ткани, мешают воротники, ярлыки одежды, манжеты и т. п., не любит пачкать руки и поэтому не играет с песком или пластилином, не ходит босиком, плохо воспринимает чужие прикосновения;

  • вестибулярной — ребенок кажется неуклюжим, постоянно спотыкается, плохо прыгает, не может научиться кататься на велосипеде или самокате, не умеет ловить мяч или лазить по канату.

Дети с такими нарушениями тревожны, излишне эмоциональны и плаксивы, ведь им сложно сконцентрироваться. Особенно, если вокруг очень много персональных раздражителей.

Проблемы с сенсорной интеграцией приводят к нарушению общего развития, в том числе и речевого.

Поэтому для нормализации чувствительности ребенка логопеды используют в работе метод сенсорной интеграции — развитие речи через стимуляцию органов чувств.

Направления сенсорно-интегративной логопедической работы

Логопед в работе с детьми с нарушениями речи использует следующие элементы сенсорной интеграции по Лынской М.И.:

  • cенсорно-интегративная артикуляционная гимнастика — развитие произвольных движений артикуляционного аппарата, речевого дыхания в игровой форме с опорой на базовые виды чувствительности. Например, удерживание губами веточки петрушки;

  •  логопедический массаж мультисенсорными инструментами — используются щетки из аметиста, камни, ракушки, веточки розмарина;

  • сенсорно-интегративная логоритмика — интеграция речи и движения;

  • лексико-грамматическая работа на основе сенсорной стимуляции;

  • сенсорные подносы — подносы с материалами, имеющими обонятельные, вкусовые и тактильные свойства;

  • сенсорные коробки — емкости с наполнителем, позволяющие ребенку трогать, исследовать и изучать то, что находится внутри;

  • коррекция слоговой структуры в сенсорных играх;

  • сенсорно-интегративные интенсивы для детей с родителями.

Сенсорные игры в работе логопеда

Так как ведущей деятельностью ребенка является игра, то логопед может применять различные игры и упражнения, дающие ребенку новый чувственный опыт, а значит, активизирующие речевое развитие.

Игры должны быть направлены на стимуляцию зрительных, слуховых, обонятельных, тактильных, двигательных ощущений. Например, можно играть с песком, тканями, бумагой, фруктами, посудой, крупами и мукой, двигаться, строить, шуршать и стучать.

Все это стимулирует нервную систему и улучшает сенсорную интеграцию. В совокупности с традиционными логопедическими приемами улучшает динамику развития речи.

Где научиться методам сенсорной интеграции

Если вы действующий логопед, психолог, дефектолог или тьютор, то вам необходимо знать основы диагностики и коррекции нарушений сенсорной интеграции. Мы разработали специальный курс, который позволяет освоить методику работы по коррекции сенсорной дисфункции. Вы получите сильную теоретическую базу и работающие практические инструменты, которые сделают коррекцию эффективной и индивидуальной.

По результатам обучения выдадим свидетельство о повышении квалификации, которое даст возможность использовать полученные компетенции в своей практике.

Поделитесь этой новостью в социальной сети!

Другие новости >>

Задать вопрос

Внимание! Отдел по организации приема работает дистанционно без выходных!

Политика в области обработки и защиты персональных данныx
* С документом о политике обработки и защиты персональных данных ознакомлен (-а)