Сводный перечень новых квалификационных требований к педагогическим работникам, работающим с детьми с ОВЗ.
С сентября 2016 года начинают действовать новые Федеральные государственные образовательные стандарты начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), согласно которым к педагогическим работникам, задействованным в инклюзивном образовании детей с ОВЗ, предъявляются определённые квалификационные требования.
Кратко и наглядно суть данных требований отражена ниже, в таблице, составленной заведующей кафедрой Дефектологии и специальной психологии УрИПКиП Ю. В. Федоренко.
Скачать сводную таблицу квалификационных требований (pdf)
Сводный перечень квалификационных требований
Должность: Учитель
Требования к образованию: Высшее образование, среднее профессиональное образование.
1. Направление (область) образования:
«Образование и педагогика»;
Область, соответствующая преподаваемому предмету.
Дополнительное профессиональное образование (профпереподготовка, повышение квалификации):
Дополнительное профессиональное образование с учётом профиля ограниченных возможностей здоровья обучающихся.
2. Направление (область) образования: Любое.
Дополнительное профессиональное образование 1) по направлению деятельности в образовательном учреждении; 2) с учётом профиля ограниченных возможностей здоровья обучающихся.
Требования к стажу: нет.
Должность: Воспитатель
Требования к образованию: Высшее образование, среднее профессиональное образование.
1. Направление (область) образования:
«Образование и педагогика».
Дополнительное профессиональное образование (профпереподготовка, повышение квалификации):
Дополнительное профессиональное образование с учётом профиля ограниченных возможностей здоровья обучающихся.
2. Направление (область) образования: Любое.
Дополнительное профессиональное образование 1) по направлению деятельности в образовательном учреждении; 2) с учётом профиля ограниченных возможностей здоровья обучающихся.
3. Направления (области) образования для работающих с обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями):
- По специальности «Специальная педагогика в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях» или «Специальное дошкольное образование»;
- По направлению «Специальное (дефектологическое) образование» по образовательным программам подготовки олигофренопедагога;
- По направлению «Педагогика» по образовательным программам подготовки олигофренопедагога;
- По специальности «Олигофренопедагогика»;
- По другим педагогическим специальностям с дополнительным профессиональным образованием в области специальной педагогики или специальной психологии.
Требования к стажу: нет.
Должность: Старший воспитатель
Требования к образованию: Высшее образование.
1. Направление (область) образования:
«Образование и педагогика».
Дополнительное профессиональное образование (профпереподготовка, повышение квалификации):
Дополнительное профессиональное образование с учётом профиля ограниченных возможностей здоровья обучающихся.
Требования к стажу: Стаж работы в должности воспитателя не менее двух лет.
Должность: Учитель-дефектолог
Требования к образованию: Высшее образование.
1. Направление (область) образования:
Направление «Дефектология».
2. Направления (области) образования для работающих с обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями):
- «Специальное (дефектологическое) образование» по образовательным программам подготовки олигофренопедагога;
- «Педагогика» по образовательным программам подготовки олигофренопедагога;
- «Олигофренопедагогика»;
- «Тифлопедагогика», «Сурдопедагогика», «Логопедия» с профпереподготовкой в области олигофренопедагогики;
- Образование по педагогическим специальностям или по направлениям («Педагогическое образование», «Психолого-педагогическое образование») с профпереподготовкой в области олигофренопедагогики.
Требования к стажу: Нет.
Должность: Учитель-логопед
Требования к образованию: Высшее образование.
1. Направление (область) образования:
Направление «Дефектология».
2. Направления (области) образования для работающих с обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями):
- По специальности: «Логопедия»;
- По направлению «Специальное (дефектологическое) образование» по образовательным программам подготовки бакалавра или магистра в области логопедии;
- По педагогическим специальностям или по направлениям («Педагогическое образование», «Психолого-педагогическое образование») с профпереподготовкой в области логопедии.
При любом варианте профессиональной подготовки учителю-логопеду необходимо дополнительное профессиональное образование в области в области олигофренопедагогики или психологии лиц с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Требования к стажу: Нет.
Должность: Педагог-психолог
Требования к образованию: Высшее образование.
1. Направление (область) образования:
По профильным направлениям (психологическим).
Дополнительное профессиональное образование (профпереподготовка, повышение квалификации):
Дополнительное профессиональное образование с учётом профиля ограниченных возможностей здоровья обучающихся.
3. Направления (области) образования для работающих с обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями):
- По специальности «Специальная психология»;
- По направлению «Педагогика» по образовательным программам подготовки бакалавра или магистра в области психологического сопровождения образования лиц с ОВЗ;
- По направлению «Специальное (дефектологическое) образование» по образовательным программам подготовки бакалавра или магистра в области психологического сопровождения образования лиц с ОВЗ;
- По педагогическим и психологическим специальностям или направлениям подготовки психолога с дополнительным профессиональным образованием в области специальной психологии.
При любом варианте профессиональной подготовки педагогу-психологу необходимо дополнительное профессиональное образование в области олигофренопедагогики или психологии лиц с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Требования к стажу: Нет.