АВА-терапия и помощь детям с расстройствами аутистического спектра

09.09.2019

АВА-терапияО вреде и пользе АВА-терапии уже несколько десятилетий ведутся ожесточенные споры. Сторонники этой методики называют ее лучшим вариантом для социализации людей с расстройствами аутистического спектра (РАС). Дистанционные* курсы по АВА-терапии проходят не только дефектологи и психологи, но также родители, которые хотят помочь своим детям. Сторонники противоположной точки зрения называют эту методику «дрессировкой» и попыткой навязать детям с РАС типичное для общества, но некомфортное для них самих поведение. Мы расскажем, как проводится обучение специалистов АВА-терапии. А также рассмотрим особенности методики, объясним, при каких условиях она дает хороший эффект и попробуем разобраться, чего в ней больше — вреда или пользы.

Что такое АВА-терапия?

Название методики расшифровывается как applied behavior analysis — прикладной анализ поведения. Она основана на принципе «человек делает то, за что хвалят, и не делает того, за что наказывают», но при этом учитывает особенности детей с РАС. Дело в том, что у таких ребят слабо развиты навыки социальной адаптации, поэтому похвала для них значит очень мало. Именно поэтому во время занятий за каждый успех ребенка награждают тем, что он любит, а неудачи игнорируют. Вырабатывается причинно-следственная связь: ребенок повторяет те действия, последствия которых ему нравятся.

Это лишь общий принцип. Прикладной анализ поведения включает в себя большой набор методик — специалист выбирает лучшие варианты при работе с каждым ребенком.

Для чего нужна АВА-терапия?

Противники этой методики часто говорят, что она призвана навязать детям непривычные для них, но стандартные для общества правила поведения — например, заставить ребенка смотреть в глаза собеседнику, что вызывает острый дискомфорт у многих ребят с расстройствами аутистического спектра.

На самом деле главные задачи АВА-терапии — расширить речевые навыки, улучшить игровую активность, снизить или по возможности полностью убрать самоагрессию, при которой ребенок причиняет себе вред, уменьшить ритуальность в поведении, помочь ребенку выстроить отношения со сверстниками.

Иными словами, основная цель — улучшение качества жизни ребенка и его семьи. Если ребенку трудно поддерживать зрительный контакт — его нельзя заставлять это делать. То же касается и других навыков, без которых можно обойтись. Гораздо важнее подготовить ребенка к жизни в обществе: помочь включиться в образовательную систему, обучить приемлемым формам поведения в обществе, правилам гигиены и навыкам самообслуживания, развить речь, логическое и образное мышление (в том числе обучить чтению и письму).


Эффективны ли методы АВА-терапии для аутистов?

Да, эффективны. Это подтверждают многочисленные исследования, проведенные за последние десятилетия. В частности, удалось установить, что благодаря АВА-терапии улучшаются навыки общения и способность к обучению, уходит самоагрессия и самостимуляция (многократное повторение движений, звуков или действий — например, царапание кожи, раскачивание из стороны в сторону, облизывание предметов), дети усваивают правила гигиены и начинают заботиться о себе сами (они могут приготовить или разогреть еду, прибраться в комнате, одеться и обуться).

Также, согласно результатам исследований, АВА-терапия позволяет детям освоить речь, поступить в школу и проходить обучение наравне со сверстниками.

Но чтобы АВА-терапия была действительно эффективной, нужно соблюдать правила:

  • Занятия, когда специалист и ребенок остаются один на один, предпочтительны. Важно, чтобы ребенка никто не отвлекал.

  • Необходимо выбрать ту награду, которая будет действительно ценной для ученика.

  • Занятия должны быть регулярными и продолжительными. В среднем речь идет о 20—40 часах в неделю. Это немало, поэтому важно, чтобы занятия не были утомительными и не воспринимались как тяжелая работа для ученика.

  • Занятия должны приносить радость ребенку. Если не будет радости, интереса и мотивации — не будет и желаемого результата.

  • Важно подключать к обучению родителей, давать им рекомендации, помогать выстроить общение с детьми. Они смогут использовать некоторые приемы и элементы обучения и вне занятий — например, на прогулке.

Во многом результаты АВА-терапии зависят от действий специалиста. Людям, которые работают в этой области, очень важно постоянно оттачивать свои навыки и углублять знания, знакомиться с новыми приемами и методиками, регулярно проходить курсы повышения квалификации — от этого зависит будущее их учеников.

С чего начать АВА-терапию?

Занятия всегда ведутся по индивидуальной программе. Универсальных вариантов в этой методике нет. Именно поэтому ответ на вопрос, «с чего начать АВА-терапию для аутистов» — с диагностики.

Важно провести тесты, чтобы понять, что ребенок уже знает и умеет и чему его нужно обучить. Также на этом этапе обязательно спрашивают родителей или опекунов — чему, по их мнению, должен научиться ребенок.

Приведем пример. Школьник не освоил программу по математике за четверть. Кроме того, у него не развиты навыки самообслуживания — за него всё делают родители. Естественно, что в первую очередь ребенка будут обучать навыкам самообслуживания, даже если это грозит итоговой двойкой по математике.

На основе результатов диагностики специалист составляет план развития. В него включены методы работы, упражнения, последовательность действий и рекомендации для родителей.

После этого начинаются занятия. Нередко они строятся по схеме: учитель несколько раз показывает действие, затем просит повторить, при успехе награждает, а неудачу игнорирует. Действия со временем усложняют и чередуют. Но, конечно, это далеко не единственный вариант.

Специалист отслеживает прогресс и при необходимости корректирует план занятий. Только так можно добиться хороших результатов и исключить факторы, которые нервируют и раздражают ребенка.

Можно ли пройти обучение специалистов АВА-терапии дистанционно*?

Да, можно, особенно если у вас уже есть образование в сфере дефектологии или психологии. Также у нас в АНО ДПО «УрИПКиП» проходят дистанционное* обучение АВА-терапии родственники детей с РАС. Это связано с тем, что во многих городах России трудно найти хорошего специалиста в этой сфере. Заочные онлайн-курсы позволяют освоить профессию и получить нужные знания не только без поездок в другой город, но и без отрыва от работы.

Обратите внимание на наши курсы по АВА-терапии:


Длительность — 3 месяца. Благодаря ей вы освоите методы АВА-терапии и сможете правильно оценивать результаты занятий. После прохождения каждой дисциплины вам нужно будет выполнять практические задания — это поможет закрепить материал и убедиться, что вы хорошо его усвоили.

 Длительность — 5,5 месяца. В ходе обучения АВА-терапии вы узнаете, как использовать методы блоков, поиска усилителей, пошагового и случайного обучения, разберетесь в основах возрастной психологии, научитесь выявлять и корректировать проблемы в развитии детей с РАС.

Обе программы содержат только специализированные дисциплины (модули) — вы не будете тратить время на изучение того, что не пригодится в реальной работе. В обоих курсах есть дисциплина «Этика и профессиональные стандарты. Инклюзия. Самоменеджмент». Этот модуль нужен для более глубокого понимания людей с РАС и более эффективной работы. Курсы помогут вам понять, как сделать так, чтобы терапия приносила реальную пользу и не причиняла вреда.

После окончания обучения вы сможете открыть частную практику или устроиться на работу в спецшколу, развивающий центр, медицинское или коррекционное учреждение

Также рекомендуем посмотреть список курсов по психологии. Возможно, вы найдете программы, которые дадут именно те навыки и знания, которых вам не хватало.

* Заочная форма обучения с применением дистанционных образовательных технологий

Поделитесь этой новостью в социальной сети!

Другие новости и статьи >>

Задать вопрос

Политика в области обработки и защиты персональных данныx
* С документом о политике обработки и защиты персональных данных ознакомлен (-а)
Контакты

614007, г. Пермь, ул. Революции, 5/1 (1 этаж)

8 (800) 775-13-49,
8 (342) 235-78-71

Карта сайта