Как нейропсихологи помогают пациентам?

18.09.2019

Обучение нейропсихологииСпециализация на нейропсихологии предполагает работу с людьми с поражениями мозга. Выберите это направление, и вы сможете помогать пациентам с логоневрозом (невротической формой заикания), расстройствами аутистического спектра, нарушениями высших психических функций, отклонениями в развитии интеллекта, а также тем, кто пережил инсульт или серьезную травму головы.

Как пройти обучение нейропсихологии дистанционно*, в чем специфика лечения детей и какие методы используются при обследовании пациентов? Давайте разберемся.

Курсы по нейропсихологии для новичков и специалистов

Программы обучения делятся на два вида: профпереподготовка и повышение квалификации. Первый вариант подходит тем, кто не учился и не работал по специальности нейропсихология, но хочет трудиться в этой области. Такие программы разработаны для людей с медицинским или психологическим образованием. Второй вариант предназначен для профессионалов, которые хотят углубить свои знания, получить новые навыки и умения, обучиться эффективным методам работы.

Начнем с переподготовки по нейропсихологии.

Освоить профессию можно заочно, в режиме онлайн. Отлично подходят курсы нейропсихологии для психологов и врачей. Они позволяют таким Слушателям расширить спектр услуг, повысить свою ценность как специалиста, сменить место работы и занять желаемую должность.

На курсах вы изучите теоретические основы нейропсихологии, научитесь проводить диагностику, а также разрабатывать по ее результатам рекомендации и комплексные программы для восстановления или компенсации работы поврежденных участков мозга.

Пример — обучение нейропсихологии взрослых. Длительность курсов — 4 месяца. Обучаясь по этой программе, вы получите основные знания по научной дисциплине нейропсихологии и поймете, как помогать пациентам с очаговыми, диффузными, органическими повреждениями головного мозга. После окончания курсов вы получите диплом о профессиональной переподготовке и право работать с пациентами.

Повышение квалификации по нейропсихологии необходимо для актуализации и приобретения знаний. Это также отличный вариант для расширения сферы деятельности.

Например, вы можете пройти курс повышения квалификации по нейропсихологии детского возраста и узнать:

  • как проводить обследование;
  • какие расстройства анализаторных систем встречаются у детей и подростков, и как их компенсировать или устранять;
  • как организованы высшие психические функции у детей;
  • как помогать пациентам с нарушениями памяти, мышления и внимания, вызванными локальным повреждением мозга;
  • как работать с родителями пациентов.

Если прежде вы специализировались только на работе со взрослыми, после прохождения этого курса повышения квалификации по нейропсихологии сможете также помогать детям.

Также обратите внимание на программу: 

Пройдя ее, вы сможете проводить диагностику, правильно интерпретировать ее результаты и на их основе подбирать методики восстановительного и коррекционного обучения.

Посмотрите список дистанционных* курсов по нейропсихологии. Также можно ознакомиться с перечнем всех программ в сфере психологии. Если возникнут трудности в выборе курсов, обратитесь за консультацией к специалисту приемной комиссии АНО ДПО «УрИПКиП».

Методы диагностики в нейропсихологии

В большинстве случаев врачи начинают работу с предварительной беседы. Она позволяет разобраться, насколько ясно мыслит пациент, как он относится к окружающим, к себе самому и к состоянию своего здоровья. Эти сведения очень важны и для постановки диагноза, и для выбора методов обследования.

Также благодаря сильной связи нейропсихологии с другими науками на этапе диагностики часто используют знания из сферы психологии, физиологии, дефектологии, неврологии, а при работе с детьми — еще и педагогики. В ходе обследования специалисты изучают двигательные и речевые функции пациента, его восприятие, интеллект и память, способность ориентироваться в пространстве, реакцию на контакт, чувство времени и пр. При этом сам процесс выполнения тестов и заданий гораздо важнее результатов. Это связано с тем, что при решении задач пациенты с разными повреждениями головного мозга могут приходить к одним и тем же ответам, но совершенно различными путями — и именно по характеру ошибок нейропсихолог может более точно определить проблему.

Для постановки окончательного диагноза специалист выбирает подходящий метод: МРТ, КТ, УЗИ головного мозга, магнитоэнцефалографию, диффузионную трактографию и пр. Данные обследования позволяют не только точно определить заболевание, но и прогнозировать распространение поражения и когнитивные нарушения, которые могут возникнуть впоследствии. Наконец, такие методы отлично подходят для контроля в ходе лечения. Благодаря им врач может вовремя выяснить, что помогает пациенту, а от чего лучше отказаться.

Практическое значение нейропсихологии в лечении детей

Поражение мозга у ребенка может возникнуть по разным причинам: проблемы в формировании плода в период беременности, родовые патологии, травмы и пр. Родителям стоит обратиться к нейропсихологу, если они замечают у ребенка симптомы:

  • Проблемы в психомоторном развитии: неловкость, неуклюжесть, неспособность удерживать баланс, нарушения координации.
  • Постоянная напряженность, тревожность, бессонница, слишком чуткий сон, плохой аппетит, боязнь громких звуков.
  • Проблемы при освоении чтения, письма и счета. Например, ребенок пишет зеркально, переставляет буквы и части слов местами, пропускает буквы и слоги.
  • Нарушение ориентации в пространстве. Ребенок не понимает, где право и лево.
  • Слабая память. Ребенок не может запомнить даже простейшее четверостишие. Часто сбивается, пытаясь что-то рассказать, забывает, о чем говорил и перескакивает с одной мысли на другую.
  • Нарушения, задержка или полное отсутствие речи.
  • Эмоциональные нарушения не по возрасту (то есть не во время кризиса 1, 3 или 7 лет). Импульсивность, частые истерики или, напротив, заторможенность.
  • Заикание, нервный тик, логоневроз, навязчивые движения.
  • Слишком быстрая утомляемость.

При работе с детьми огромную роль играет правильная диагностика. Дело в том, что мозг ребенка формируется и развивается неравномерно. Если врач не понимает, на каком этапе развития находится в данный момент мозг пациента, он не может ни поставить правильный диагноз, ни назначить нужное лечение.

Зато восстановительное обучение в рамках нейропсихологии для детей гораздо эффективнее, чем для взрослых. Это связано с тем, что внутри- и межполушарные связи у детей еще не сформированы окончательно. Их мозг активно развивается, а потому очаговое поражение распространяется медленнее, чем у взрослых, специфические расстройства возникают реже, а восстановление нарушенных функций при правильном лечении происходит гораздо чаще и быстрее.

Чтобы лечение ребенка было эффективным, следует придерживаться основных принципов нейропсихологии:

  • Индивидуальный подход к каждому ребенку. С его помощью можно выстроить эффективную систему мотивации.
  • Постепенный переход от простого к сложному с многократным повторением отдельных частей коррекционной программы.
  • Опора на сохранные (не поврежденные) функции и предметную деятельность, в ходе которой ребенок усваивает назначение разных вещей и учится ими пользоваться.
  • Проведение коррекционных занятий в игровой форме.

Возможности нейропсихологии в лечении детей огромны: нарушенные функции во многих случаях можно компенсировать или даже полностью восстановить благодаря пластичности детского мозга.

* Заочная форма обучения с применением дистанционных образовательных технологий

Поделитесь этой новостью в социальной сети!

Другие новости и статьи >>

Задать вопрос

Политика в области обработки и защиты персональных данныx
* С документом о политике обработки и защиты персональных данных ознакомлен (-а)
Контакты

614007, г. Пермь, ул. Революции, 5/1 (1 этаж)

8 (800) 775-13-49,
8 (342) 235-78-71

Карта сайта


наверх