Т.Н.Шайденкова: «Общение с Г.И. Минской запомнилось на всю жизнь»

07.10.2019
Шайденкова

Эксперт направления «Психология и педагогика образования» Шайденкова Татьяна Николаевна, канд. пед. наук, доцент, приняла участие в заседании круглого стола «Талантливый исследователь развивающего образования – Г. И. Минская». С известным учёным-психологом и педагогом Т. Н. Шайденкова была знакома лично.

Мероприятие в честь столетнего юбилея со дня рождения Г. И. Минской состоялось в Тульском государственном педагогическом университете им. Л. Н. Толстого. Именно здесь она проработала более 70 лет.

Обсуждались вопросы, связанные с теорией и практикой экспериментальных исследований этого талантливого психолога и перспектив использования результатов исследований в системе современного образования. Участники круглого стола говорили об основных этапах жизненного и научно-педагогического пути Г. И. Минской, о её вкладе в развитие отечественной психологии.

Научная и педагогическая деятельность Г. И. Минской

Научная и педагогическая деятельность Г. И. Минской

Г. И. Минская начала педагогическую деятельность в 1934 г., став в свои 15 лет самой юной студенткой физико-математического факультета Мелитопольского педагогического института. Затем преподавала математику в библиотечном техникуме. В военные годы работала в госпитале.

С 1 сентября 1946 года Г. И. Минская начала преподавать в Тульском государственном педагогическом институте им. Л. Н. Толстого. Научная деятельность Г. И. Минской была связана с изучением психологических механизмов развития мышления в дошкольном возрасте. Результаты проводимых ею исследований имели мировое признание. В одном из своих выступлений европейский психолог Ж. Пиаже высоко оценил работу Г. И. Минской, а выявленные ею условия развития мышления в дошкольный период жизни обозначил как «эффект Минской». В дальнейшем, будучи сотрудником научно-исследовательского коллектива по разработке инновационной модели развивающего обучения Д. Б. Эльконина – В. В. Давыдова, Г. И. Минская стояла у истоков масштабного эксперимента по изучению интеллектуальных возможностей младших школьников: на протяжении четверти века она возглавляла эксперимент в средней школе № 11 г. Тулы. Участниками исследовательской и педагогической работы по целенаправленному формированию полноценной учебной деятельности младших школьников в экспериментальных классах были и студенты-практиканты, среди которых – эксперт АНО ДПО «УрИПКиП» Т. Н. Шайденкова, в то время студентка педагогического факультета ТГПИ им. Л. Н. Толстого.

Выступление Т. Н. Шайденковой на мероприятии

Выступая на заседании круглого стола, Татьяна Николаевна отметила: «Уже в годы учёбы в институте у меня проявился большой интерес к научно-исследовательской работе. В течение трёх лет (1967 – 1969 г.г.) я была активной участницей научного психологического семинара «Экспериментальная программа развивающего обучения В. В. Давыдова – Д. Б. Эльконина», возглавляемого кандидатом педагогических наук, доцентом Галиной Ивановной Минской, проходила под её руководством педагогическую практику в экспериментальных классах Тульской общеобразовательной школы № 11, где проводилось исследование условий формирования обобщенных способов решения математических задач младшими школьниками».

Все участники круглого стола единодушно отмечали, что Г. И. Минская была и прекрасным лектором. Т. Н. Шайденкова поделилась своими воспоминаниями о проведенной с Г. И. Минской бинарной лекции по педагогике в период их совместной работы в ТГПУ им. Л. Н. Толстого: «В такой лекции учебный материал проблемного содержания даётся студентам в диалогическом общении двух преподавателей. Педагогические ситуации при обсуждении теоретических вопросов рассматривались с разных позиций: преподаватель психологии – Галина Ивановна – акцентировала внимание студентов на психологических аспектах этих ситуаций, я как преподаватель педагогикина общепедагогическом их содержании. Для меня эта лекция была настоящей школой педагогического мастерства, мастер-классом. Г. И. Минская виртуозно импровизировала, динамично переключала внимание студентов на различные стороны обсуждаемых ситуаций, ставила вопросы проблемного характера, что способствовало активному включению студентов в мыслительный процесс: они старались проанализировать и сравнить разные точки зрения, сделать выбор, сформировать собственную позицию по обсуждаемой проблеме. Общение с Галиной Ивановной запомнилось на всю жизнь».

Своим опытом, знаниями Г. И. Минская всегда щедро делилась с коллегами. Разработанные ею спецкурсы по проблемам развивающего обучения востребованы не только российским учительским сообществом, но и на международном уровне.

Работа под началом Г. И. Минской дала Т. Н. Шайденковой импульс к серьёзному профессиональному развитию. Сегодня эксперт АНО ДПО «УрИПКиП» - доцент кафедры психологии и педагогики образования, специалист со стажем более 49 лет, отличник народного просвещения, ветеран труда. Татьяна Николаевна преподаёт дисциплины в рамках множества программ, в том числе:

Поделитесь этой новостью в социальной сети!

Другие новости и статьи >>

Задать вопрос

Политика в области обработки и защиты персональных данныx
* С документом о политике обработки и защиты персональных данных ознакомлен (-а)
Контакты

614007, г. Пермь, ул. Революции, 5/1 (1 этаж)

8 (800) 775-13-49,
8 (342) 235-78-71

Карта сайта


наверх