Как школьному учителю организовать дистанционное* обучение?

13.04.2020
Как школьному учителю организовать дистанционное* обучение?

Эксперт АНО ДПО «УрИПКиП» Максим Александрович Басин, ведущий дисциплины программы по использованию дистанционных* образовательных технологий в педагогической практике, подготовил свод рекомендаций в помощь учителям, работающим удалённо в условиях карантина

Большинство учителей школ никогда не работали с дистанционными* образовательными технологиями. И сейчас в короткие сроки им необходимо наладить обучение предмету в удалённом режиме. С чего начать, как подготовиться и запустить процесс, как общаться с детьми и их родителями? Все ответы – в статье.

Что нужно?

Материалы и оборудование

В первую очередь определим техническое оснащение, необходимое педагогу для работы в удалённом режиме. Это:

  • компьютер или ноутбук;
  • наушники или колонки;
  • микрофон;
  • web-камера.

Для съёмки видеоуроков можно использовать смартфон, но онлайн-занятия удобнее проводить у монитора ПК.

Выбор платформы

Электронный журнал (СГО) не может полноценно использоваться в качестве площадки для дистанционного* обучения. Да, в этой системе предусмотрен почтовый ящик, но вероятны технические проблемы при отправке и приёме прикреплённых файлов, особенно больших размеров. В электронном журнале следует, как и прежде, выставлять оценки, прописывать домашние задания.

Мессенджеры (чаты WhatsApp, группы Вконтакте и т. п.) плохо подходят для организации дистанционного* обучения, поскольку созданы для общения. В потоке сообщений важная информация может просто теряться, ученикам будет сложно находить задания, а учителям – проверять. Но такие чаты, если сделать группу для детей одного класса, можно использовать для отправки ссылок на полезные ресурсы, которые прописаны в задании электронного дневника, а также ссылок для входа в онлайн урок, если вы его собираетесь проводить в какой-то системе. Вы можете объединиться с другими учителями, которые работают в этом классе, чтобы избежать большого количества групп. Каждый педагог присылает ссылку на свой урок в отведенное время.

Яндекс.Диск или Google Диск вполне подходят для организации учебного процесса. Эти облачные сервисы позволяют обмениваться документами, проводить презентации, опросы, тестирования, совместно редактировать материалы (например, вести таблицы).

Система дистанционного* обучения (СДО) Moodle или аналогичная – оптимальный инструмент. Позволяет организовать взаимодействие всех участников образовательного процесса – учеников, педагогов и администрации школы, разрабатывать контент (в том числе интерактивный), общаться в чатах и на форумах. В СДО автоматически настраивается мониторинг успеваемости и системы аналитики. К сожалению, большинство школ не имеют своей системы Moodle, но на период карантина ряд региональных вузов предоставляет возможность пользоваться своими СДО школам. Работа в Moodle требует специальных компетенций, получить которые можно на курсе АНО ДПО «УрИПКиП». Также у нас есть ряд вебинаров в помощь учителю по работе с:

  • презентациями в Power Point;
  • различными облачными сервисами (Яндекс.Диск, Google);
  • мессенджерами (группы WhatsApp и др.).

Ниже мы предлагаем пошаговую технологию настройки своей системы онлайн-образования под ваши технические навыки и возможности.

Что делать?  

1. Анализировать и планировать

На начальном этапе вам следует проанализировать:

  • рабочую программу;
  • оценочные средства;
  • методические материалы;
  • доступные электронные материалы по предмету.

План работы должен содержать:

  • перечень учебных материалов;
  • критерии оценивания;
  • сроки выполнения;
  • сроки и способ обратной связи.

2. Искать, разрабатывать и предоставлять учебные материалы

Как школьному учителю организовать дистанционное* обучение?

Если вы решили провести урок онлайн, это можно сделать на платформе ZOOM. В бесплатном режиме разрешены конференции с аудио- и видеосвязью до 40 минут. Но вести урок и объяснять ученикам новые темы необязательно онлайн в присутствии всего класса. Технически это тоже не всегда целесообразно – скорость интернета не у всех позволяет воспроизводить видеоконференции с большим количеством участников. Рекомендуем оставить онлайн-режим для консультаций, разбора сложных вопросов, работы с неуспевающими детьми.

Как можно дать детям материал?

  • Запишите небольшое видео с разъяснением темы и заданием. Загрузите его на YouTube и отправьте классу ссылку.
  • Создайте презентацию (PDF, PowerPoint) с текстом и изображениями. В презентацию можно включить ссылки на материалы по теме. Также в PowerPoint доступно голосовое сопровождение презентации (Показ слайдов – Воспроизвести речевое сопровождение – Начать запись с первого слайда).
  • Уникальную викторину можно разработать с помощью сервиса Quizizz.
  • Полезный помощник для создания тестов (в том числе с автоматической проверкой) – Google Формы.

Министерство образования предложило перечень полезных ресурсов, которые можно использовать для дистанционного* образования. Выберите несколько наиболее актуальных для вас ресурсов и используйте именно их, не стоит пытаться охватить все.

3. Работать с образовательными онлайн-ресурсами

В рунете уже существует несколько платформ для дистанционного* обучения. Большинство из них бесплатные, коммерческие ресурсы на период карантина предоставили свободный доступ.

  • Учи.ру;
  • Яндекс.Учебник;
  • Яндекс.Класс (ряд параметров остался платным);
  • Российская электронная школа;
  • Московская электронная школа.

4. Общаться с учениками и их родителями

Прежде всего, в общем письме к обучающимся и их родителям расскажите о том, как будет организовано дистанционное* обучение по вашему предмету. Дайте ссылки на сайты и сервисы, которые понадобятся для работы. Предоставьте график онлайн-занятий. Предельно чётко разъясните критерии оценивания работ учащихся. Подробная информация и конкретные инструкции, точно определённые сроки выполнения и проверки заданий помогут родителям и детям составить их распорядок занятий, избавят педагога от многочисленных организационных вопросов и уточнений.

В дальнейшем общайтесь со всеми выбранным способом (например, в одном из мессенджеров) в рабочее время.

5. Сохранять позитивный настрой!

Резкий переход на дистанционное* обучение – стресс для всех участников системы образования. Но если воспринимать этот период как возможность для изучения нового, как способ взглянуть на информацию и общение с точки зрения современных детей – сквозь монитор компьютера, можно увидеть свои преимущества!

Если вы хотите узнать больше об особенностях и организации дистанционного* обучения, запишитесь на консультацию по программе повышения квалификации:

* Заочная форма обучения с применением дистанционных образовательных технологий.

Поделитесь этой новостью в социальной сети!

Другие новости и статьи >>

Задать вопрос

Внимание! В июне сотрудники института продолжают работать дистанционно без выходных!

Политика в области обработки и защиты персональных данныx
* С документом о политике обработки и защиты персональных данных ознакомлен (-а)
Контакты

614007, г. Пермь, ул. Революции, 5/1 (1 этаж)

8 (800) 775-13-49,
8 (342) 235-78-71

Карта сайта


наверх