В чем причины дискалькулии, и как вовремя заметить проявления этого нарушения. Как нейропсихолог диагностирует дискалькулию и какие применяет методы коррекции.
Дискалькулия — это расстройство, при котором сложно дается или вовсе не дается арифметика, другие математические направления при нормальном интеллекте. Проще говоря, человек с дискалькулией не способен считать. Обычно патология проявляется в детстве, когда ребенок сталкивается с трудностями при простых математических вычислениях, не может запомнить цифры и математические знаки.
В чем причины дискалькулии
Это расстройство встречается нередко, по статистике им страдают от 3 до 6% школьников. Причина дискалькулии состоит в дисфункции нейронов, которые отвечают за обработку цифровой информации. Патология появляется из-за недостаточного развития борозды в теменной доле мозга. Дискалькулия возникает:
- у недоношенных детей;
- из-за асфиксии при родах;
- в случае травм головного мозга в детстве;
- при наличии опухолей в мозге.
Дисфункция проявляется при задержке развития ребенка. Она может быть врожденной или приобретенной, в некоторых случаях имеет наследственный характер.
Как проявляется дискалькулия
► Основными симптомами нарушения являются:
- проблемы в устном и письменном счете;
- непонимание понятия «число»;
- невозможность распознавать числа и знаки;
- неправильное написание цифр под диктовку, при списывании с примера, написание их в перевернутом или зеркальном отображении;
- проблемы со счетом по порядку;
- сложности с классификацией предметов по форме, размеру;
- неспособность сравнивать числа «больше», «меньше».
Примерами дискалькулии являются неспособность ребенка начать счет от 5 и далее, постоянное применение пальцев для вычисления. У детей возникает нарушение логики, они не могут выучить таблицу умножения, запомнить номер телефона или имена людей. В школьном возрасте ребенок не способен решать задачи, отмерять нужное количество продукта или воды по весу, объему, плохо ориентируется в пространстве.
Диагностика нарушения
Первые признаки дисфункции родители замечают у ребенка, когда в дошкольном возрасте у него возникают трудности при сложении простых чисел, запоминании цифр. В этом случае стоит обратиться за консультацией к нейропсихологу.
Для подтверждения наличия нарушения специалист дает ребенку ряд тестовых заданий, которые показывают взаимодействие отделов мозга. Такая безаппаратная диагностика дополняется обследованием при помощи приборов, чтобы определить кровоснабжение мозга, исключить наличие опухолей, оценить способность воспринимать зрительную и звуковую информацию.
Методы коррекции
Для успешной коррекции дискалькулии целесообразно начинать ее в дошкольном возрасте. Нейропсихолог составляет индивидуальную программу. Она включает игры, упражнения, которые ребенок выполняет со специалистом, а также практикует дома. Самые простые варианты домашних упражнений — счет предметов на улице (машин одного цвета, деревьев), игры в магазин, развлечения с часами, готовка блюд по рецептам.
► Если вы хотите больше узнать о детской нейропсихологии, получить квалификацию нейропсихолога, вам подойдет программа профпереподготовки: