Сложно переоценить важность непрерывной и системной работы с детьми, имеющими речевые нарушения. Только последовательные и регулярные занятия с логопедом могут привести к нужным результатам.
К сожалению, не у всех детей есть возможность посещать образовательные учреждения в силу проблем со здоровьем. Также иногда случаются форс-мажорные обстоятельства: логопед или ребенок болеют, заведения закрывают на карантин, кому-то срочно приходится уехать. Из-за таких ситуаций не всегда получается обеспечить непрерывность работы по восстановлению речи, хотя это крайне важно.
К счастью, современные технологии позволяют логопеду проводить занятия в дистанционном формате. Практически любые речевые патологии можно корректировать удаленно: дизартрию, заикание, дисграфию, дислексию и другие, кроме тех, где требуется инструментальная помощь или логопедический массаж.
Заниматься онлайн может не получиться с детьми с СДВГ и/или тяжелыми нарушениями развития, так как они не всегда способны сосредоточиться на экране и надолго удерживать внимание.
Что нужно логопеду для успешной удаленной работы
Для дистанционного обучения логопед может использовать различные форматы:
- вебинары — обучающие онлайн-занятия с односторонней видеосвязью;
- чаты — место для обмена текстовыми сообщениями;
- готовые видеоуроки — специально записанные специалистом в целях знакомства с лексическими темами, для постановки и закрепления звуков и т. д.;
- видеоконференции — двусторонняя видеосвязь.
Чаще и лучше всего используют видеоконференции. Их проводят с помощью таких программ и мессенджеров, как Zoom, Skype, Telegram, WhatsApp.
Чтобы занятия проходили успешно, необходимо обеспечить качественную связь и хорошую картинку со звуком. Лучше всего проводить уроки с ноутбука или стационарного компьютера, используя профессиональные наушники и микрофон, — это гарантирует четкую и точную передачу звука и изображения.
Преимущества удаленной работы для логопеда
У дистанционной логопедической работы есть множество преимуществ:
- привычная обстановка — ребенок чувствует себя спокойно и уверенно, находясь у себя дома;
- удобный график занятий — подбирается и корректируется по необходимости;
- место занятий — можно заниматься из любой точки мира, где есть доступ в интернет;
- экономия средств — онлайн-занятия стоят дешевле, а также не нужно тратить деньги на проезд;
- экономия времени — нет необходимости добираться до места занятий;
- участие родителей — их можно консультировать и заранее предоставлять наглядные пособия.
Минусы удаленной работы для логопеда
Однако в удаленной работе логопеда можно выделить и некоторые минусы:
- домашняя обстановка — хотя она и расслабляет, но может и демотивировать ребенка;
- технические проблемы — могут возникать перебои со связью, посторонние шумы, искажение передаваемой информации. Ребенок может использовать устройства, которые не всегда качественно транслируют картинку и звук;
- установление контакта — невозможно полноценно работать с детьми с ОВЗ;
- привлечение родителей — если ребенок слишком мал или имеет проблемы со здоровьем, то родителю необходимо присутствовать на онлайн-занятиях;
- особые методы работы — нельзя использовать в работе способы, построенные на физическом контакте;
- необходимость подготовки специальных материалов — не все готовые конспекты подходят для работы онлайн.
Как логопеду сделать удаленную работу эффективной
Особая сложность в дистанционных логопедических занятиях состоит в необходимости привлечь и удержать внимание ребенка на протяжении всего выделенного времени. Дети часто воспринимают общение по видеосвязи как кинофильм или видеоролик, поэтому могут отвлекаться и даже уйти с урока. Поэтому уроки должны быть интересными, захватывающими и интерактивными. Не забывайте менять виды деятельности в процессе онлайн-общения и давать много практики на занятиях онлайн.
► Следующие рекомендации помогут сделать онлайн-занятия такими же результативными, как и офлайн-встречи:
- оцените технические возможности — убедитесь, что все участники образовательного процесса имеют необходимое оборудование;
- выделите время на адаптацию — воспринимайте ситуацию как новый опыт и не корите себя, если что-то будет получаться не с первого раза;
- поставьте цели — выстраивайте работу, исходя из задач. Приготовьтесь менять подходы и приемы в случае необходимости;
- учитывайте возраст и здоровье ребенка — заранее продумайте формат занятий, участие родителей, адаптируйте логопедические приемы к новым условиям;
- давайте домашние задания — проверяйте, как ребенок усваивает материал, и отслеживайте динамику;
- подберите оптимальное время — согласуйте его с родителями и спланируйте расписание;
- просите обратную связь — периодически спрашивайте у родителей, как ребенок относится к занятиям, что ему нравится, а что не очень;
- подготовьте инструкции — расскажите родителям, как будет проходить занятие, где искать домашнее задание, куда его отправлять, где смотреть уроки.
Конечно, онлайн-формат не может заменить личное общение логопеда с его воспитанниками. Но новая реальность диктует свои условия, поэтому логопеду необходимо осваивать дистанционные занятия и консультации, тем самым расширяя географию оказания услуг и повышая результативность работы.