Учитель начальных классов оказывает огромное влияние на будущее детей — он учит работать и мыслить самостоятельно, правильно себя вести в обществе, расширяет кругозор, формирует мировоззрение.
Эта профессия достойна уважения, но сложна. Прежде чем выбрать ее окончательно, разберитесь в плюсах и минусах, специфике работы и в требованиях ФГОС (федерального государственного образовательного стандарта). Мы собрали эту информацию в статье, а также рассказали, где получить образование учителя начальных классов и куда пойти работать.
Специфика профессии и требования ФГОС
Особенность работы учителя начальных классов в том, что именно он формирует у детей само умение учиться. Большинство первоклассников незнакомы с правилами дисциплины, принятыми в школе, они не знают, как нужно работать с учебниками и тетрадями, как выполнять задания в паре или группе, как общаться с одноклассниками и преподавателями — и даже как вести себя во время уроков и на переменах. Всему этому детей нужно обучить.
Если вы планируете работать в общеобразовательной школе, учитывайте также направления деятельности учителя начальных классов по ФГОС. Педагог должен не только обучать детей конкретным дисциплинам (математика, русский язык и пр.), но и заниматься их воспитанием, прививать им семейные, гражданские ценности, доброжелательность в отношении к окружающим, готовность действовать самостоятельно, отвечать за свои поступки и достигать намеченных целей. Для этого нужна комплексная работа, которая выходит за рамки школы — именно поэтому учитель начальных классов часто сотрудничает с преподавателями разных дисциплин, психологами, дефектологами и родителями.
После принятия образовательного стандарта в учебном процессе произошло несколько изменений:
- Вместо классического фронтального обучения чаще используется групповое и парное. В числе прочего это помогает ученикам научиться работать вместе с одноклассниками.
- Упор не на выполнение указаний преподавателя, а на самостоятельный поиск решений, творческую работу.
- У учителя больше нет цели «успеть все, что запланировано». Готовясь к уроку, он составляет не жесткий план, а сценарий — это дает свободу в выборе приемов и методов, позволяет быстро менять структуру урока, если требуется.
- Учитель может использовать помимо класса любые оборудованные помещения — лабораторию, комнату прикладного творчества и пр.
- Педагог может вести уроки в паре с психологом, логопедом или другим специалистом. Также он может сам пройти обучение на курсах по коррекционной педагогике или получить квалификацию «учитель-логопед». Это особенно актуально при работе в инклюзивных классах, в которых дети с ограниченными возможностями здоровья учатся наравне со всеми.
- Навыкам самооценки и самоконтроля уделяется больше внимания, чем раньше. Именно поэтому сейчас учитель чаще предлагает детям активно участвовать в уроке, а не просто слушать и читать.
- Родители принимают большее участие в образовательном процессе, чем прежде. Изменилась форма проведения родительских собраний — вместо классического выступления учителя и анализа успеваемости на собраниях теперь проводятся тренинги, используются проектные и игровые педагогические технологии.
- Предусмотрена возможность проведения уроков совместно с родителями. Более того, теперь родители чаще участвуют в организации и проведении мероприятий и праздников, в то время как раньше они в основном были просто зрителями.
Все детали работы по федеральному государственному образовательному стандарту разъясняют на курсах повышения квалификации учителей начальных классов по ФГОС. Они длятся 3 недели и предполагают изучение только профильных дисциплин — все полученные знания вы сможете использовать в работе.
Плюсы и минусы работы учителем начальных классов
Преимущества:
- Творческая работа. Необязательно повторять из года в год одно и то же — можно разрабатывать и изучать новые методики, иначе строить планы уроков и пр.
- Можно работать неполный день. Чтобы зарабатывать больше, часть свободного времени учитель может тратить на репетиторство.
- Гарантированный летний отпуск длительностью в 2 месяца.
- Широкие возможности для смены места работы или самой сферы деятельности. Можно вести занятия в творческих студиях и кружках, работать с учениками индивидуально, пройти курсы переподготовки и преподавать педагогику начального образования.
- Обычно дети отлично помнят и очень любят своих первых учителей. Благодарность учеников и их родителей ценна, она бережет от профессионального выгорания.
Недостатки:
- Невысокая зарплата в общеобразовательных школах.
- Работа учителя требует огромного терпения.
- Проверка тетрадей и подготовка к урокам могут отнимать много времени, особенно если у педагога пока мало опыта.
- Не всегда ученикам удается помочь, особенно если есть сложности с родителями.
Как получить профессию учителя начальных классов
Устроиться на такую работу можно только при условии, что у вас есть педагогическое образование, в том числе полученное на курсах переподготовки. Даже если вы захотите преподавать в индивидуальном порядке или вести кружок, родители захотят удостовериться в вашем профессионализме — не говоря уже о работе в частной или общеобразовательной школе.
Если у вас есть среднее профессиональное или высшее образование по любому профилю, вы можете пройти курсы переподготовки, получить диплом и устроиться на работу. Для тех, кто уже работает по этой специальности, предусмотрены программы повышения квалификации. Курсы могут быть как общими, так и специализированными: например, разработанными для учителей, которые хотят преподавать основы светской этики или вести русский язык в начальных классах. Ознакомьтесь с полным списком курсов, чтобы выбрать подходящий.
Учитель начальных классов может получать образование заочно без отрыва от работы и сразу применять полученные знания на практике. Обучение проходит дистанционно* — вы можете смотреть вебинары, читать материалы и сдавать практические работы в удобное время. Но если вы беспокоитесь, что вам будет сложно совмещать учебу с работой и семейными делами, пройдите курсы во время летнего отпуска.
Куда пойти работать
После окончания обучения вы сможете устроиться на работу в общеобразовательную школу. Но это далеко не единственный вариант — можно также работать в центрах подготовки к школе, интернатах и детских домах, частных школах, вести собственные кружки и факультативы, заниматься с учениками индивидуально как репетитор, давать консультации по выбору учебных заведений, преподавать педагогику в колледжах и вузах.
* Заочная форма обучения с применением дистанционных образовательных технологий