Если вы умеете играть на музыкальных инструментах и любите детей, значит, вы можете работать музыкальным руководителем в детском саду и других образовательных учреждениях, даже если у вас нет педагогического образования. Чтобы получить все необходимые знания и навыки, вам нужно пройти программу переподготовки. И в Санкт-Петербурге вы можете сделать это дистанционно* всего за несколько месяцев.
Кто такой музыкальный руководитель и в чем заключаются его деятельность в детском саду?
Это педагог, отвечающий за музыкальное воспитание дошкольников. Его работа заключается в организации и проведении занятий и танцевально-игровой деятельности, нацеленных на приобщение детей к музыкальной культуре, развитие у них музыкального и ритмического слуха, голоса, разучивание танцевальных движений. Также специалист устраивает музыкально-литературные вечера, театрализованные, ритмические, музыкально-дидактические, игры. Музыкальный руководитель участвует в организации и проведении спортивных и прочих мероприятий, предусмотренных планом воспитательно-образовательной работы ДОУ.
Педагог выявляет музыкально одаренных воспитанников и ведет с ними отдельные индивидуальные и групповые занятия. 2-3 раза в год специалист проводит оценку музыкального развития всех детей с использованием различных диагностических методик. Также он по мере необходимости консультирует родителей и работников ДОУ по вопросам детского музыкального развития.
Каким должен быть музыкальный руководитель – критерии оценки компетентности
Специалисту необходимо владеть методиками музыкального обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Также он должен:
- знать возрастные и индивидуальные особенности личностного развития ребенка;
- понимать специфику музыкального восприятия и музыкальных возможностей дошкольников;
- использовать психолого-педагогические методы и приемы формирования у детей художественно-эстетической культуры;
- применять методы диагностики музыкального развития и воспитания детей на основе индивидуального подхода к каждому ребенку;
- профессионально владеть техникой игры на одном или нескольких инструментах;
- разбираться в музыкальных произведениях детского репертуара – как классических, так и современных;
- уметь разрабатывать, внедрять, адаптировать программы музыкального воспитания детей в ДОУ;
- использовать материально-технические возможности ДОУ для реализации передового опыта музыкального воспитания детей;
- участвовать в модернизации образовательной среды детского сада, в том числе в создании методических пособий, наглядных материалов, разработке дидактических игр и т. д.
Как музыка влияет на психику ребенка?
Музыка оказывает сильное психологическое воздействие на нервную систему – расслабляет, успокаивает или, напротив, возбуждает, будоражит. Она может вызывать у человека различные эмоции – от умиротворения и покоя до агрессии и подавленности. Поэтому очень важно правильно подбирать музыкальный репертуар для детей. Во время активных игр и спортивных мероприятий можно использовать бодрую, громкую, ритмичную музыку. Во второй половине музыкального урока, когда детей нужно успокоить и настроить на другие занятия, перед тихим часом, в конце дня, необходимы более спокойные, тихие и плавные произведения.
Музыкальному руководителю также важно объяснить влияние музыки на психику ребенка родителям. Например, многие мамы и папы включают громкую, агрессивную, возбуждающую музыку дома, берут детей-дошкольников на поп- и рок-концерты. Из-за этого дети становятся гипервозбудимыми, расторможенными, агрессивными, плохо ведут себя как в семье, так и в детском саду.
Взаимодействие музыкального руководителя с родителями воспитанников
Роль музыкального руководителя во взаимодействии с мамами и папами воспитанников не сводится только к объяснению, какую музыку давать слушать детям, а какую нет. Согласно ФГОС ДО, родители и заменяющие их лица являются непосредственными участниками воспитательно-образовательного процесса ДОУ. Поэтому все работники детского сада должны поддерживать их воспитательную деятельность и оказывать им квалифицированную педагогическую помощь.
В связи с этим музыкальный руководитель должен:
- Вовлекать родителей в процесс воспитания и образования детей, используя разнообразные форматы совместной работы. Можно приглашать мам и пап на лекции, круглые столы по вопросам музыкального воспитания детей, давать групповые и индивидуальные консультации.
- Организовать участие родителей в мероприятиях ДОУ, приобщить их к музыкальному искусству. Например, мамы и папы воспитанников могут участвовать в организации и проведении музыкальных вечеров – оформлять пригласительные афиши, вести фото- и видеосъемку, придумывать номера, танцевать и петь вместе с детьми. Если планируется какое-то выездное мероприятие, например, посещение концерта классической музыки, свободные в этот день родители могут пойти вместе с группой.
- Способствовать развитию семейной музыкально-художественной деятельности. Можно давать воспитанникам домашние задания для выполнения вместе с родителями, бабушками и дедушками, братьями и сестрами, например, разучивание песенки по куплетам и записи совместного выступления на видео.
Где можно получить квалификацию музыкального работника в Санкт-Петербурге?
Если у вас уже есть диплом любого среднего профессионального или высшего учебного заведения и навыки игры на музыкальном инструменте, вам не обязательно тратить несколько лет на получение педагогического образования. Вы можете пройти курсы профессиональной переподготовки на музыкального руководителя в Санкт-Петербурге. Это займет всего несколько месяцев, причем вам не придется ездить на учебу, отпрашиваться с работы и отменять личные дела. Дистанционный* формат позволяет осваивать программу курсов в любое время и в любом месте, где есть доступ в интернет.
В АНО ДПО «УрИПКиП» вы можете пройти программу обучения:
Она рассчитана на тех, кто уже имеет знания в области дошкольной педагогики, но хочет получить знания и навыки именно в сфере музыкального воспитания и развития детей. За 12 недель вы познакомитесь:
- с дошкольной педагогикой в контексте актуальной редакции ФГОС ДО;
- с теорией и методикой развития музыкального творчества детей дошкольного возраста;
- с механизмами формирования и развития у детей основ музыкальной культуры;
- со спецификой музыкального развития детей в разных возрастных группах;
- с методикой обучения дошкольников музыкально-ритмическим движениям, играм;
- с методикой организации и проведения детских концертов и праздников;
- и со многими другими вопросами.
Если вы хотите получить больше знаний в области дошкольной педагогики и познакомиться с общими вопросами работы ДОУ, выбирайте более длинную программу:
По окончании программы вас ждет итоговая аттестация в формате онлайн-тестирования. Если вы пройдете ее успешно, вам будет выдан диплом о профпереподготовке с присвоением квалификации «Музыкальный руководитель».
Где работает и сколько получает музыкальный руководитель?
В государственных ДОУ Санкт-Петербурга специалист зарабатывает в среднем 30 000-50 000 рублей. Уровень зарплаты зависит от стажа и квалификационной категории специалиста, количества рабочих часов в неделю, дополнительной нагрузки. Помимо муниципальных детских садов музыкальные работники также могут устроиться в частные сады, в центры детского развития и досуга и другие учреждения.
У работы музыкальным руководителем есть много плюсов – от творческой составляющей до короткого рабочего дня, позволяющего заниматься подработкой или личными делами. Но, чтобы найти себя в этой профессии, помимо любви к музыке и детям нужно много терпения, педагогического оптимизма, настойчивости, чуткости. И если специалист находит в себе все эти качества, его ждет признание учеников, родителей и коллег.
* Форма обучения - заочная. Применение электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ.