Математику дети начинают изучать с первого класса. Учителю младшей школы нужно привить детям любовь к важному и сложному предмету, а для этого нужны глубокие знания в области современной методики преподавания математики в начальных классах. О том, где и как получить их, читайте в нашей статье.
Содержание курса математики в начальной школе
В младших классах дети изучают арифметику целых чисел и величин, получают общие представления о понятиях алгебры и геометрии. Теория на уроках математики тесно взаимосвязана с практикой. Материал дается отдельными блоками, но связывается с нумерацией чисел, которая исследуется поэтапно. В конце курса дети знакомятся с тысячей. Параллельно с нумерацией младшим школьникам нужно освоить различные арифметические действия: сложение и вычитание, умножение и деление. К этим блокам математических знаний добавляется материал, включающий сведения о дробях, величинах, основах геометрии и алгебры.
Такая методика обучения детей математике в начальной школе является наиболее доступной и эффективной. Сначала дети изучают числа, с которыми они познакомились еще в детском саду. Затем они учатся работать с новыми числами, оперировать ими с помощью разных методов. Таким образом, одновременно идет повтор уже изученного материала и усвоение нового – соблюдается принцип преемственности математического обучения.
Для чего ученикам младших классов математика?
Преподавание математики в начальной школе позволяет решить сразу несколько задач:
- развить у детей способность к интеллектуальной деятельности (логическому и знаково-символическому мышлению), пространственное воображение, математическую речь;
- научить младших школьников рассуждать, аргументировать свою точку зрения, различать необоснованные и обоснованные суждения, искать информацию (факты, варианты действий, основания для упорядочения объектов и т. д.);
- дать детям начальные математические знания – научить их понимать значения величин и способов их измерения, использовать арифметические способы для разрешения сюжетных ситуаций, решать практические и учебные задачи с помощью средств математики, работать с алгоритмами проведения арифметических действий;
- воспитать у детей интерес к математике, стремление пользоваться математическими знаниями в повседневной жизни.
Популярные методы преподавания математики в начальных классах
Чаще всего на уроках математики в младших классах используются следующие методы:
- Объяснительно-иллюстративный. В этом случае учитель дает образец знания, например, показывает, как решить пример или задачу, и просит детей воспроизвести его, то есть решить такой же пример, такую же задачу самостоятельно.
- Частично-поисковый. Этот метод подразумевает частичное участие детей в решении задачи. Учитель расчленяет поставленную задачу на отдельные этапы, часть из которых выполняет сам, а часть поручает ученикам. Например, в сложном примере педагог может показать детям новое для них математическое действие – умножение или деление, а этапы с хорошо знакомыми вычитанием и сложением дать классу для самостоятельного выполнения.
- Исследовательский. При использовании этого метода дети под руководством педагога сами ищут пути решения новых для них задач. Для этого учитель предлагает проблемные ситуации, задачи на логику и смекалку и т. д.
Что нужно учитывать при проведении уроков математики в начальных классах?
Объясняя новый материал, учителю нужно связывать его с ранее пройденными темами. Для этого педагог вовлекает учеников в совместную работу, побуждая их воспроизводить имеющиеся знания, опираться на свой прошлый учебный опыт. При этом широко используются иллюстративные таблицы, предметные пособия, дидактический раздаточный материал, чертежи, схемы и другие элементы наглядности.
Методика преподавания математики в начальных классах подразумевает дозированную подачу нового материала. Его разбивают на логически завершенные небольшие части. При выборе педагогических методов учитывают индивидуальные возможности каждого ребенка, доступность учебного материала, наличие технических и наглядных средств обучения.
Где научиться преподаванию математики в начальных классах?
Естественно, если вы окончили педагогический вуз, колледж или техникум и получили квалификацию учителя начальных классов, то вы знакомы и с методикой преподавания математики в 1-4 классах. Но что делать, если вы решили стать педагогом, а образование у вас не профильное? Или вы отучились давно и не работали по специальности, а теперь решили все же пойти в школу и хотите освежить и актуализировать свои знания, познакомиться с текущей редакцией ФГОС НОО? В этом случае рекомендуем пройти дистанционную* программу профессиональной переподготовки:
За 5 месяцев она даст вам все необходимые компетенции для работы учителем младших классов, в том числе обучит методике преподавания математики.
В учебном плане программы предусмотрено 60 часов на изучение дисциплины «Теоретические основы начального курса математики с методикой преподавания с учетом требований ФГОС НОО». Она познакомит вас со всеми разделами математики, которые преподаются в младшей школе: основными понятиями математической логики и геометрии, натуральными и целыми числами, нумерацией целых чисел, арифметическими действиями и элементами алгебры, основными величинами и геометрическими фигурами. Вы узнаете, как обучать детей предмету с учетом актуальной версии ФГОС НОО, как оценивать результаты своей работы. Изучив все темы дисциплины, вы закрепите полученные знания на практике, разработаете план-конспект урока. Такие же блоки предусмотрены и по всем другим предметам программы начальных классов: русскому языку, литературе, естествознанию, дисциплинам эстетического цикла. По окончании курса вы получите диплом о профпереподготовке, с которым сможете устроиться на работу в государственные и частные школы.
Для эффективного обучения детей математике в начальной школе учитель должен хорошо знать программу 1-4 классов, разбираться в требованиях ФГОС НОО, владеть разными методами, технологиями и приемами подачи материала, оценки учебных результатов. Чтобы получить все эти знания и навыки в короткие сроки, пройдите программу профессиональной переподготовки в АНО ДПО «УрИПКиП».
*Форма обучения – заочная. Применение электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ.