В проведении ЕГЭ и ОГЭ участвуют множество людей — от наблюдателей и составителей до организаторов и экспертов. При этом стать экспертом ОГЭ и ЕГЭ не так просто. Объясняем, в чем особенности и нюансы этой работы.
Содержание статьи:
- В чем заключается работа экспертов ОГЭ и ЕГЭ
- Требования к квалификации экспертов ЕГЭ
- Как становятся экспертами ЕГЭ и ОГЭ
- Статусы экспертов ЕГЭ
- Почему педагогу стоит стать экспертом ЕГЭ или ОГЭ
- Как выучиться на эксперта
- Как сделать первый шаг к работе эксперта
В чем заключается работа экспертов ОГЭ и ЕГЭ
Эксперты ОГЭ и ЕГЭ работают в экзаменационных комиссиях. Задача этих специалистов — проверить и объективно оценить ответы на задания из развернутой части ОГЭ или ЕГЭ.
К проверке подходят очень серьезно: ведь от суммы баллов, набранных на экзаменах, зависит будущее выпускника и его возможность поступить в хороший университет. Поэтому оценивание развернутых ответов в бланках участников ОГЭ или ЕГЭ нельзя доверить компьютеру.
Для каждого предмета, который можно сдать, разработаны свои критерии проверки — ими и руководствуется специалист. Все задания второй части экзамена смотрят два проверяющих. Если они по-разному оценивают знания выпускника, подключается третий эксперт, который и выставляет итоговые баллы.
Педагоги-эксперты проходят специальное обучение, повышают квалификацию и посещают профильные мероприятия (курсы, конференции, семинары). Это нужно, чтобы у преподавателей сложилось единое четкое представление об алгоритме проверки.
Требования к квалификации экспертов ЕГЭ
Чтобы работать экспертом ЕГЭ, преподаватель должен обладать следующими качествами и профессиональными достижениями:
- Иметь высшее педагогическое образование с соответствующим профилем подготовки.
- Соответствовать всем квалификационным требованиям, указанным в профстандартах.
- Работать в сфере образования минимум 3 года. Экспертом ЕГЭ может быть как преподаватель университета, так и школьный учитель.
- Окончить специализированные курсы подготовки для проверяющих ЕГЭ (ОГЭ) от Федерального института педагогических измерений и успешно сдать итоговую аттестацию.
- Ежегодно проходить обучение и квалификационные испытания, чтобы подтвердить статус эксперта и получить право проверять экзаменационные работы.
- Методика проверки и оценивания выполненных заданий с развернутым ответом.
- Выработка единых подходов к проверке выполненных заданий с развернутым ответом.
В то же время эксперты ЕГЭ дополнительно проходят структуру и содержание контрольно-измерительных материалов ЕГЭ по предмету.
Во время обучения Слушатели сдают различные тесты. Так, педагогов ждут:
- Диагностический тест на знание предмета самим педагогом, сформированный из заданий с кратким ответом и с выбором ответа из открытых банков заданий ОГЭ (ЕГЭ) по предмету.
- Самостоятельные работы по оцениванию отдельных развернутых ответов участников ОГЭ (ЕГЭ).
- Теоретический зачет, проверяющий умение анализировать содержание заданий экзамена по предмету и знание структуры КИМ (только для экспертов ЕГЭ).
- Итоговый зачет, где Слушатели проверяют бланки участников ЕГЭ. В зачет включают не меньше 25% работ прошлых лет, где два эксперта значительно разошлись в оценке ответов. Баллы кандидата должны совпасть с баллами эталонной проверки ФИПИ.
- Если преподаватель прослушал полный курс, но не сдал итоговый экзамен, его не допускают до проверки работ ОГЭ и ЕГЭ. В таком случае педагог может попробовать пройти квалификационное испытание в следующем году.ы. Если преподаватель не сдает итоговые тесты, то его не включают в состав предметной комиссии, и он не может принимать участие в проверке экзаменационных ответов участников ЕГЭ и ОГЭ в текущем году.
- Уметь пользоваться компьютером, разбираться в электронных системах данных.
Как становятся экспертами ЕГЭ и ОГЭ
ФИПИ организует специальные курсы для будущих специалистов в этой сфере. Программы повышения квалификации для экспертов ОГЭ и для экспертов ЕГЭ различаются. Эксперты ЕГЭ проходят обучение дольше (72 академических часа), а эксперты ОГЭ — 36 академических часов. Большинство предметов на курсах совпадают. К ним относятся:
- Нормативно-правовые основы деятельности региональной предметной комиссии.
Статусы экспертов ЕГЭ
После прохождения курсов ФИПИ и квалификационных испытаний эксперту присваивают один из трех статусов: ведущий эксперт, старший эксперт, основной эксперт.
Ведущим и старшим специалистом может быть только тот учитель, который уже проверял экзаменационные работы по ОГЭ или ЕГЭ.
Разберем, в чем отличия между этими экспертами и какие обязанности на них возлагаются.
1. Ведущий эксперт:
- руководит подготовкой кандидатов в члены предметных комиссий на региональном уровне;
- является председателем или заместителем председателя предметной комиссии;
- консультирует экспертов предметных комиссий по тому, как корректно оценивать бланки участников ОГЭ или ЕГЭ;
- участвует в рассмотрении апелляций о несогласии с выставленными баллами;
- проводит проверку и перепроверку развернутых ответов участников ЕГЭ, в том числе в качестве третьего эксперта, если обнаружены существенные расхождения между результатами проверки развернутых ответов двух независимых экспертов (от 2 баллов);
- проводит межрегиональную перекрестную проверку.
2. Старший эксперт:
- консультирует других членов предметных комиссий по вопросам оценивания экзаменационных работ (по назначению председателя предметной комиссии);
- осуществляет первую, вторую и третью проверки, перепроверку выполненных заданий с развернутым ответом участников ОГЭ и ЕГЭ в составе предметных комиссий;
- привлекается к рассмотрению апелляций по учебному предмету;
- участвует в межрегиональных перекрестных проверках.
3. Основной эксперт:
- проводит первую и вторую проверки развернутых ответов участников экзамена;
- участвует в межрегиональных перекрестных проверках.
Почему педагогу стоит стать экспертом ЕГЭ или ОГЭ
Работа экспертом ЕГЭ далеко не простая, но у нее есть и преимущества. Например:
- Карьерный рост
Эксперты ЕГЭ и ОГЭ очень ценятся на рынке труда: им проще найти работу в престижной школе или на курсах подготовки к экзаменам. Кроме того, эти специалисты часто работают репетиторами и могут ставить более высокие цены на свои услуги, чем их коллеги, — ведь статус эксперта многое значит для родителей школьников.
- Профессиональное развитие
Эксперты ЕГЭ и ОГЭ обладают глубокими знаниями в своей предметной области, а их работа предполагает постоянное обновление и расширение этих знаний. В свою очередь, ежегодная переаттестация способствует постоянному повышению квалификации преподавателя.
- Улучшение педагогических навыков
Анализируя сотни бланков участников ЕГЭ и ОГЭ, проверяющие выявляют распространенные ошибки и могут более эффективно проводить уроки. Ведь кто как не эксперт знает, как нужно писать и оформлять ответы, чтобы получить заветные баллы.
- Повышение авторитета
Работа эксперта ЕГЭ может повысить профессиональный авторитет специалиста в образовательном сообществе.
- Расширение связей
Эксперты ЕГЭ общаются с коллегами из других образовательных учреждений, обмениваются опытом, делятся секретами и лайфхаками.
Как выучиться на эксперта
В большинстве случаев учителя отправляются на курсы экспертов от школы, где они работают. Если педагог планирует проходить обучение самостоятельно, ему нужно собрать ряд документов: паспорт и СНИЛС, документ об образовании, согласие на обработку персональных данных, документ о смене ФИО (если требуется).
Сканы-копии документов вместе с двумя заполненными заявками (в формате Word и Excel) нужно прислать на электронную почту ФИПИ tp-pk@fipi.ru. За сроками подачи заявлений на обучение можно следить на официальном сайте в разделе «Услуги».
Как сделать первый шаг к работе эксперта
Если вы пока не уверены в своих силах и хотите лучше понимать специфику и особенности ЕГЭ или ОГЭ, пройдите курсы профпереподготовки. В нашем Институте есть программы повышения квалификации для преподавателей по основным школьным предметам.