По статистике примерно треть молодых учителей уходят из школы в течение первых 3 лет, ведь представления начинающих специалистов о педагогической работе оказываются далеки от реальности. Как же пережить трудности, с которыми сталкиваются все новички? Как стать хорошим учителем, который получает удовольствие от преподавания и общения с детьми? К какому профессиональному идеалу нужно стремиться современному педагогу? Об этом мы и поговорим.
Цели и задачи работы современного педагога
Главная цель любого учителя – не просто дать ученикам набор определенных знаний и навыков. Педагог должен помочь каждому ребенку сформироваться как личность, реализовать свой потенциал, научиться быстро адаптироваться к изменениям, добиваться собственных жизненных целей, приносить пользу обществу. Отсюда вытекают и основные задачи педагогической работы:
- Исследование возрастных и личностных особенностей детей для правильного выстраивания и корректировки образовательного процесса.
- Знакомство учеников со школьной программой с использованием методов и технологий обучения, соответствующих учебным целям, возрасту детей.
- Контроль освоения учениками образовательной программы.
- Выявление проблем, с которыми дети сталкиваются в школе, помощь в преодолении затруднений, возникающих при освоении учебной программы, социализации.
- Оценка достижений учащихся.
- Мотивация детей к учебе.
- Взаимодействие с учениками, родителями и заменяющими их лицами, коллегами и т. д.
- Создание образовательной среды школы и использование ее возможностей в учебной и внеурочной деятельности.
- Работа с информацией, в том числе с профессиональными источниками: печатными изданиями, сайтами и т. д.
- Профессиональное самообразование.
10 признаков компетентности педагога
Каким должен быть учитель, чтобы дети видели в нем авторитет, а коллеги – настоящего профессионала? Сильный педагог — это преподаватель, который:
- Хорошо знает свой предмет.
- Ориентируется в ФГОСах и других документах, регламентирующих современную сферу образования.
- Владеет разнообразными методами обучения и знает, как выбирать подходящие методики в каждой ситуации.
- Умеет вызвать и удержать интерес учеников, управляет их вниманием.
- Соизмеряет темп обучения с темпом усвоения знаний.
- Имеет четкую, заранее оговоренную систему контроля, объективно оценивает знания.
- Уважает детей, умеет поставить себя на место ребенка.
- Обладает широким кругозором, артистизмом и чувством юмора.
- Имеет личную концепцию обучения и придерживается ее.
- Постоянно развивается.
Надо отметить, что формирование компетенций педагога – дело времени. Для выработки многих важных качеств учителя уходят годы. Поэтому молодым специалистам не стоит расстраиваться при возникновении сложностей — нужно расценивать их как способ получения необходимого профессионального опыта.
Как учителю работать со «сложными» детьми?
Самой большой проблемой для большинства начинающих педагогов становится выстраивание отношений с детьми, которые ведут себя вызывающе, оппозиционно по отношению ко взрослым. Такие ученики есть практически в каждом классе или параллели – их, по разным подсчетам, от 2 до 17 % от всего числа школьников. Вот как советуют вести себя с ними опытные учителя:
- В новом классе сразу уделите внимание дисциплине. Установите четкие правила, что можно и что нельзя делать на уроке, и придерживайтесь их, как бы сложно ни было в первое время. Например, если вы сказали, что вопросы нужно задавать, подняв руку и получив разрешение учителя, игнорируйте любые реплики с места. Дети с вызывающим поведением чувствуют неуверенность молодого учителя и начинают проверять его на прочность. Вы должны показать, что имеете твердый характер.
- Дайте ученикам видимость выбора. «Сложные» дети часто хотят получить контроль над ситуацией, а не подчиняться взрослым. Создайте для них такую иллюзию, на самом деле сохранив управление классом и образовательным процессом за собой. Например, можете предложить ученикам самим выбирать способ проверки домашнего задания – у доски или письменно по карточкам.
- Действуйте с помощью похвалы, а не наказания. У многих детей с вызывающим поведением еще с начальной школы вырабатывается негативный имидж. Учителя и одноклассники не пытаются просить их о чем-то, привлекать к общим делам. На уроках их игнорируют, а если и спрашивают, то сразу ждут плохого ответа. Ребенок чувствует себя изгоем, его успеваемость и поведение становятся только хуже – он уже сам старается соответствовать сложившемуся общественному мнению. Чтобы исправить ситуацию, начните давать ученику различные поручения, задания – как учебные, так и не связанные с вашим предметом. Не скупитесь на похвалу, если ребенок сделал что-то хорошо. Часто в ответ на теплое отношение и внимание «сложные» дети начинают вести себя лучше, проявлять интерес к учебе.
- Установите личный контакт. «Трудным» детям часто не хватает поддержки авторитетного взрослого, который помогал бы им справиться с проблемами. Особенно это касается детей из неполных семей, а также из тех семей, где родители сильно болеют, страдают зависимостями, заняты маленьким братом или сестрой старшего ребенка и не уделяют ему внимания. Не нужно в первый же день в новом классе вызывать ребенка с вызывающим поведением на допрос: «Почему ты плохо учишься и не слушаешься учителей?». Включайте его в общие задачи класса, приглашайте остаться после уроков и разобрать сложную тему, просите помочь вам с украшением класса к празднику или другими несложными делами и при этом ненавязчиво расспрашивайте о его проблемах, чувствах. Ребенок постепенно сам начнет открываться перед вами, спрашивать совета. А став для него близким человеком и авторитетом, вы сможете скорректировать и его поведение, отношение к учебе.
Где учиться на учителя?
На педагогов учат в профильных вузах, колледжах, техникумах. Но если у вас уже есть любое высшее или среднее профессиональное образование, то получить квалификацию педагога можно не за 3-5 лет, а за несколько месяцев. Для этого необходимо пройти курсы профессиональной переподготовки.
Эксперты-практики АНО ДПО «УрИПКиП» разработали дистанционные* курсы по всем дисциплинам школьной программы, а также общие курсы по педагогике, на которых можно получить квалификации «Воспитатель», «Педагог» и т. д. При выборе программы учитывайте базовый уровень своей подготовки и цели, которые перед вами стоят. Предположим, вы хотите преподавать математику:
Если у вас есть диплом педагогического вуза, колледжа, техникума по любому направлению, пройдите курс на 620 часов и получите квалификацию «Учитель математики». Также можно поступить на программы объемом 1108 часов, которые готовят к преподаванию сразу двух дисциплин школьной программы:
Если у вас есть диплом о высшем или среднем профессиональном образовании по направлению «Математика», но нет педагогической подготовки, вам подойдет:
От более длинных программ он отличается тем, что не включает в себя модулей по математическому анализу, алгебре, теории чисел и пр. — если вы уже изучали математику в колледже или вузе, эти дисциплины вам хорошо известны. Упор в программе сделан на изучение ФГОС, педагогики, методики воспитания.
Чтобы получить более глубокие знания и навыки в области педагогики, можете дополнительно пройти курсы с присвоением квалификации «Педагог».
Как учителя повышают свою квалификацию?
Для педагогических работников повышение квалификации по профилю деятельности не реже 1 раза в 3 года является обязательным. Курсы можно пройти дистанционно*. Наши программы посвящены актуальным для всех учителей вопросам, например:
- подготовке детей к ЕГЭ и ОГЭ;
- разработке и проведению уроков по разным предметам школьной программы с учетом требований ФГОС;
- использованию инновационных методик преподавания школьных дисциплин;
- работе в условиях интегрированного и инклюзивного образования и т. д.
Сколько можно получать, работая учителем?
Уровень заработка специалистов зависят от региона и места работы, преподаваемого предмета, стажа и квалификационного уровня, дополнительно нагрузки и других факторов. В Москве одна ставка учителя (18 часов в неделю) стоит не менее 75 000 рублей. В регионах России средняя зарплата школьного педагога – около 30 000 рублей.
Из колледжей, техникумов, вузов, с курсов профпереподготовки не выходят готовые специалисты. Нужно научиться применять полученные знания на практике, найти подход к детям и родителям, вписаться в школьный коллектив, по-настоящему полюбить свое дело. Те, у кого это получается, становятся учителями, о которых ученики помнят всю жизнь.
* Форма обучения - заочная. Применение электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ.