Как мотивировать студентов вузов на изучение непрофильных предметов? Что предпринять для восстановления дисциплины в аудитории при конфликте? Как перевести педагогическую ситуацию в педагогическую задачу? Эксперт АНО ДПО «УрИПКиП» Татьяна Николаевна Шайденкова, доцент, канд. пед. наук, поделилась творческими ответами Слушателей программы переподготовки преподавателей высшего образования.
Преподаватель вуза – это и учёный, и высококвалифицированный педагог, обладающий соответствующими профессиональными компетенциями, стремящийся к самообразованию и самосовершенствованию. Дополнительное профессиональное образование обеспечивает возможность карьерного и личностного развития, совершенствования психолого-педагогических знаний, помогает более качественно строить образовательный процесс в вузе.
Содержание всех дисциплин данной программы – это предлагаемая помощь нашим Слушателям, настоящим и будущим преподавателям вузов, в том, чтобы быть успешными в профессиональной деятельности, в становлении карьеры, в формировании собственного имиджа.
В практических работах обучающиеся демонстрируют понимание изучаемых проблем, умение систематизировать, структурировать излагаемый материал, обосновывать свою точку зрения, устанавливать причинно-следственные связи; дают полные, развёрнутые, аргументированные ответы на поставленные вопросы.
Из педагогической ситуации – в педагогическую задачу
Одно из интересных, но достаточно сложных заданий, выполняемых обучающимися по этой программе, – это перевод предложенной педагогической ситуации в педагогическую задачу, определение оперативной, тактической, стратегической задач и способов их решения.
Ответы Рубановой Ирины Владимировны, Усмановой Елены Николаевны логичны, демонстрируют чёткую авторскую позицию, свободное владение профессиональной терминологией, умение использовать теоретико-методические положения лекционного материала для успешного анализа и поиска решений предложенных нестандартных ситуаций.
Так, Усманова Е. Н. (зоотехник, преподаватель ФГБОУ ВО «Нижегородская государственная сельскохозяйственная академия») формулирует стратегическую задачу следующим образом:
«Подготовка специалиста высшего образования – человека, не только знакомого с новейшими технологиями, но и творческого, способного оценивать роль и значимость созданных им программ, представлять их в виде моделей и грамотно использовать весь арсенал новейших методов и средств, позволяющих проверять и уточнять правильность выбранных технологий». Поскольку для конкретизации стратегических задач служат тактические задачи, Усманова Е. Н. определяет тактическую задачу так: «Сформировать мотивацию студентов для изучения данной дисциплины. Английский язык для зоотехника – это непрофилирующая дисциплина, но знания английского языка понадобятся специалисту с зоотехническим образованием, например, если он будет работать в зарубежной компании менеджером по продаже кормовых добавок». Для решения оперативной задачи, которая встаёт перед педагогом непосредственно в момент взаимодействия со студентами, отмечает Слушатель, помогут ролевые игры, жизненные примеры: «Вы – зоотехник, технолог сельскохозяйственного производства, ваша роль так же велика, как роль инженера в промышленности. Предположим, на складе перепутаны этикетки корма с названием на английском языке. Нужно определить, для какой группы животных предназначены данные добавки. Смогли бы вы решить проблему без знания английского»? Такие неординарные ответы свидетельствуют о творческом подходе Слушателя к выполнению задания.
Выполняя это же задание, Рубанова И. В. (кандидат исторических наук, доцент, преподаватель ФГБОУ ВО «Глазовский государственный педагогический институт им. В. Г. Короленко) показывает не только высокий уровень теоретических знаний, но и точно расставляет акценты в предложенных ею педагогических задачах и способах их решения:
«Оперативная задача: не дать затянуться конфликту, умело завершить дискуссию, восстановить дисциплину. Цель – выйти из конфликта, сохраняя хорошие отношения, а также выиграть время для размышления над вариантом решения проблемы». Слушательница пишет: «Важно спокойно выслушать претензии, не перебивая. Это приведёт к снижению внутреннего и внешнего напряжения, а дальше можно заметить: «Меня огорчает ваша позиция, я расстроена, но подумаю, как спланировать наши занятия, чтобы они имели большее практическое значение для вас». Дать понять студентам, приводя разные примеры, что непрофильная для них, например, история, остаётся одной из дисциплин, формирующих современное мировоззрение, это отличный «тренажёр» для развития мозга, человек учится понимать логику исторического процесса, оценивать события, прогнозировать ход событий, избавляется от «чёрно-белого» мышления».
Для решения тактической задачи: «поиск способов формирования мотивации при изучении непрофильной дисциплины» Рубанова И. В. предлагает варианты, отмечая при этом положительные и отрицательные стороны каждого из них:
- «Внести изменения в содержание дисциплины;
- изучать дистанционно*, на платформе Moodle – преподаватель размещает на платформе курс, несложные тесты по каждой теме и в конце изучения курса ставит недифференцированный зачёт;
- продумать междисциплинарные связи непрофильной и профильной области, вовлечь студентов на протяжении семестра в выполнение творческого проекта на стыке двух наук, не отступая от базовых требований непрофильной дисциплины, например, истории (даты, имена, события, явления), используя разнообразные технологии, нацеленные на самостоятельную поисковую деятельность обучающихся: кейсы, документальные источники, фильмы, моделирование исторических событий».
Определяя стратегическую задачу как «достижение планируемых результатов по формированию компетенций в соответствии с ФГОС ВО», автор ответа называет результат решения этой задачи – «сформированное историческое сознание, активная гражданская позиция, успешная социализация человека в обществе».
Анализ работ Слушателей показывает заинтересованность, плодотворность и эффективность их самостоятельной познавательной деятельности в процессе изучения дисциплин программы переподготовки педагогов высшего образования, наличие мотива достижения цели, готовность к постоянному саморазвитию. Именно труд, осмысленный с точки зрения его сущности, целей и технологий деятельности, как подчёркивает известный отечественный психолог А. К. Маркова, становится источником педагогического мастерства как сплава личностно-деловых качеств и профессиональной компетентности педагога.
Т. Н. Шайденкова
* Форма обучения – заочная. Образовательные программы реализуются с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий.