Школьный психолог заботится о психологическом благополучии учащихся, поддерживает и помогает развитию детей и подростков в школьной среде. Его работа — от консультирования и диагностики до работы с педагогами и родителями — строится на глубоком понимании особенностей развития психики детей и подростков.
Служба школьной психологической помощи появилась в России в виде эксперимента только в конце 80-х. А уже в 1988 году ГК СССР по образованию принял постановление, которое закрепило за школьным психологом статус и правовую основу для его работы.
Это решение способствовало активному развитию службы школьного психолога во всех уголках страны. В результате деятельность практических психологов в образовательных учреждениях охватила не только школы, но и детские сады, детские дома, гимназии, лицеи, профессионально-технические училища, колледжи и школы-интернаты. Появились новые возможности для реализации практической психологии в образовательной среде и оказания помощи детям и подросткам на разных этапах их развития.
Сейчас школьный психолог должен быть в каждом учебном заведении. С 2024 года Министерство образования планирует ввести новые нормы их штатной численности: в школах должен работать один педагог-психолог на 300 человек, в детсадах — один на 200 детей, в колледжах — один на 500 студентов. Там, где учатся дети с ограниченными возможностями, один психолог будет рассчитан на 30 учащихся.
Задачи школьного психолога
Основная задача школьного психолога — оказывать учащимся своевременную психологическую помощь, а также консультировать родителей и учителей по всем возникающим у них вопросам. Все остальные задачи уже вытекают из нее:
- психологическое консультирование — помощь ученикам, учителям и родителям в решении психологических проблем и трудностей, с которыми они могут столкнуться в школьной среде;
- психологическая диагностика — тестирование и оценка психологического состояния учащихся для выявления потенциальных проблем, например, нарушений в поведении или трудностей с учебой, и разработки индивидуальных подходов для помощи каждому ребенку;
- развитие социально-эмоциональных навыков — работа с учащимися, направленная на управление эмоциями, разрешение конфликтов, развитие самооценки и саморегуляции и т. д.;
- профилактическая работа — мероприятия, направленные на поддержание психологического благополучия учеников и предотвращение возникновения проблем. Это могут быть тренинги по управлению стрессом, антинасилию, формированию здорового образа жизни и т. д.;
- работа с педагогами — консультации и поддержка в работе с учениками с особыми потребностями или проблемами. Проведение тренингов и семинаров для педагогов по вопросам психологии и развития детей;
- работа с родителями — помощь и консультации родителям в виде индивидуальных консультаций, семинаров для родителей или групп поддержки;
- сотрудничество с другими специалистами для комплексной поддержки учащихся.
Еще одно направление работы школьного психолога — работа по запросу, то есть предоставление помощи учащимся в ответ на возникающие у них затруднений. Так как психолог не ведет уроки, то ему бывает трудно понять, что у класса или у ребенка возникли какие-то сложности. Поэтому важно дать возможность всем участникам учебного процесса обращаться за помощью — это помогает обнаруживать и решать скрытые проблемы, тем самым поддерживая психологическое благополучие в школе.
Кто может работать школьным психологом
Профстандарт педагога-психолога был утвержден Министерством труда и социальной защиты РФ 24 июля 2015 г. В нем указано, что работать психологом в сфере образования можно только при наличии профильного высшего образования, например, диплома о высшем образовании по направлению «Психология» или «Педагогическая психология».
Школьный психолог должен уметь работать с детьми и подростками, понимать их психологические особенности и проблемы, а также уметь проводить психологическую диагностику и консультировать. Из личных качеств пригодятся эмпатия, терпение и умение устанавливать доверительные отношения с людьми.
Бывает такое, что даже квалифицированному психологу не хватает уверенности в своих силах, чтобы пойти работать в школу, хотя и очень хочется. Кажется, что полученных умений и навыков недостаточно для успешной работы с детьми, их родителями и педагогами.
➥ Для таких специалистов мы разработали курс «Школьный психолог. Технологии психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса в условиях реализации ФГОС с присвоением квалификации “Психолог в общем образовании”».
На нем вы:
- узнаете, как строится работа школьного психолога в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта;
- ознакомитесь с нормативно-правовыми документами, которые регулируют работу школьного психолога;
- рассмотрите принципы психолого-педагогической диагностики и консультирования, проведения тренингов;
- изучите основы организации коррекционно-развивающей деятельности с учащимися разных возрастных групп и методы психологической профилактики в образовательном учреждении.
Срок обучения — три месяца. По окончании выдается диплом установленного образца и присваивается квалификация. С ним вы сможете трудоустроиться в любое частное или государственное образовательное учреждение по специальности «Педагог-психолог».