Что такое профпереподготовка и чем она отличается от высшего образования, повышения квалификации? Как проходит онлайн* обучение и какие преимущества оно обеспечивает Слушателю? Какие профессии чаще всего получают дистанционно*? Читайте в статье.
Дополнительное профессиональное образование в России берёт своё начало с довоенного периода прошлого века. До конца 90-х годов оно активно развивалось и имело чёткую отраслевую структуру. Институты повышения квалификации и переподготовки кадров имело каждое отраслевое министерство. Они ежегодно готовили тысячи специалистов для народного хозяйства страны.
Сейчас дополнительное профессиональное образование (ДПО) переживает возрождение. Связано это с упорядочиванием системы образования и квалификационных требований к специальностям. Система ДПО развивается на базе среднего и высшего профессионального образования, создаются самостоятельные учреждения по дополнительному профобразованию.
Курсы профпереподготовки представляют собой услуги по дополнительному образованию в профессиональной сфере. Оно организуется дистанционно* или в очной форме.
Для кого реализуется?
Согласно федеральному закону «Об образовании» №273-ФЗ дополнительную профессиональную переподготовку могут пройти:
- лица, которые имеют среднее или высшее профобразование;
- лица, которые обучаются по направлениям подготовки и специальностям вуза и / или колледжа.
Отличия профессиональной переподготовки от высшего образования:
- Профпереподготовка дистанционно* или очно позволяет получить еще одно профессиональное образование на базе имеющегося. Высшее же образование получают «с ноля» после окончания школы или колледжа. Из программ профессиональной подготовки часто исключены базовые общепрофессиональные дисциплины (философия, высшая математика, экономика, история и др.), которые являются общими для всех программ высшей школы.
- Продолжительность дистанционного* обучения при профпереподготовке от 250 до 2000 часов. Учёба на бакалавриате или специалитете вуза занимает более пяти лет.
- Программы дополнительного профобразования ориентированы на формирование исключительно профессиональных компетенций, предполагается, что общие навыки были заложены при получении высшего или среднего профессионального образования.
Что объединяет профпереподготовку и высшее образование?
- Процесс обучения строится на основе утвержденных на федеральном уровне профессиональных стандартов. И высшее, и дополнительное образование должно им соответствовать.
- По окончании обучения выдается диплом. При этом, если профпереподготовка велась на базе неполного высшего образования дистанционно* или очно, подтверждающий документ выдается после получения диплома по основному образованию.
Отличия профпереподготовки и повышения квалификации
Следует иметь в виду, что профпереподготовка и курсы повышения квалификации не являются синонимами, хотя их часто употребляют вместе.
- Профпереподготовка предполагает получение новой специальности. Программа квалификационных курсов разрабатывается и реализуется с целью развить навыки в имеющейся профессии, обновить и систематизировать профессиональные знания, освоить новые методики, технологии работы.
- Повышение квалификации работники должны проходить периодически (раз в 1-3-5 лет) в зависимости от специальности. На профессиональную переподготовку идут, как правило, по желанию.
- Продолжительность профпереподготовки – более 250 часов, в то время как квалификационные курсы длятся от 16 часов.
- По окончании профпереподготовки выдаётся диплом, подтверждающий освоение новой специальности. Завершившие учёбу на курсах получают свидетельство, в котором указываются их конкретные компетенции.
- Стоимость получения профессии выше, чем повышения квалификации.
Правовые основы деятельности курсов профпереподготовки
Независимо от того, дистанционно* или очно организовано обучение, образовательная организация должна иметь действующую лицензию на право осуществлять деятельность в сфере дополнительного профессионального образования. Государственная аккредитация такой деятельности не требуется.
Онлайн-обучение: новые возможности
Эксперты отмечают, что в формате дистанционного* образования профпереподготовка пользуется наибольшей популярностью.
- Получение новой профессии возможно без отрыва от работы. Это условие является определяющим для многих. Этот вид образования выбирают, как правило, люди, имеющие за плечами трудовой опыт.
- Особенно целеустремлённые и мотивированные могут в онлайн-формате получать не одну специальность, а несколько одновременно, или развивать компетенции (например, знание иностранного языка, навыки продвинутого пользователя офисных программ).
- Отпуск по уходу за ребёнком, ограничения по здоровью, иные жизненные обстоятельства теперь не могут быть препятствием для самореализации и получения новой специальности.
- Дистанционная* учёба позволяет планировать режим своего дня, менять ритм учебной нагрузки под свои потребности и условия.
- Актуальные образовательные материалы доступны в режиме 24/7.
- Высокий уровень подготовки курсов экспертами-практиками, онлайн-общение с которыми возможно в режиме консультаций, вебинаров, конференций.
- Современная образовательная платформа, имеющая удобный интерфейс, функциональный личный кабинет Слушателя.
- Стоимость обучения ниже, чем при выборе очной или классической заочной формы.
- Экономия времени и денег на проезд от / до места учёбы.
Какие профессии чаще всего получают онлайн?
Эксперты отмечают, что особенно популярна профпереподготовка педагогов, психологов, специалистов по охране труда, дефектологов, бухгалтеров, специалистов по туристическому и гостиничному сервису, логопедов, соц. работников и пр.
Профессия дистанционно* – это тренд современного образования, новые возможности и перспективы.
*заочная форма обучения с применением дистанционных образовательных технологий