В мире зарегистрировано более 67 млн человек с расстройствами аутистического спектра. Каждый год их число только увеличивается: по данным США на 2020 год, выявляется 1 случай на 54 ребенка.
В России основная проблема диагностирования РАС заключается в нехватке специалистов и отсутствии специальных скринингов. Поэтому статистика по нашей стране сильно занижена по сравнению с мировой.
Это означает, что в любом классе может оказаться ребенок, у которого расстройство аутистического спектра не выявлено. Кроме того, многие дети с уже выставленным диагнозом могут учиться в обычных или инклюзивных классах.
Учителя при работе с такими детьми сталкиваются с большими трудностями: особенности поведения аутичных детей ставят в тупик даже опытных педагогов и вызывают негатив у остальных учеников. Поэтому каждому педагогу важно знать и уметь использовать специальные приемы в работе с учащимися с РАС.
Особенности поведения детей с РАС
Для аутизма характерно аномальное развитие всех областей психики: интеллектуальной и эмоциональной сфер, восприятия, моторики, внимания, памяти, речи.
У всех детей расстройство аутистического спектра имеет ряд общих признаков:
- социальное взаимодействие затруднено или невозможно;
- ребенок не может выразить свои эмоции и/или понять чужие;
- имеются нетипичные интересы и/или формы поведения;
- речь не сформирована, нарушена регуляция речевого поведения;
- имеются искажения в социально-волевой сфере;
- ребенок испытывает негативизм и не хочет общаться;
- ярко выражена низкая трудоспособность;
- присутствует расстройство моторики и стереотипная деятельность.
Кроме этого, у каждого ребенка могут наблюдаться индивидуальные особенности, которые тоже нужно учитывать в работе.
Какие вопросы могут возникнуть у педагогов
Зачастую учителю приходится одному справляться с обучением ребенка с РАС, так как в штате может не быть тьюторов, психологов и логопедов. Чтобы успешно обучать таких детей, необходимо решить несколько основных вопросов.
Поведение ребенка
В непривычной обстановке ребенок с РАС испытывает повышенную тревожность и может начать плакать, кричать, прятаться и так далее. Также его могут беспокоить запахи, звуки, свет, тактильные ощущения.
В таких ситуациях не нужно настаивать на своем и заставлять ребенка выполнять какие-то действия. Постарайтесь устранить источник его возбуждения или минимизировать воздействие.
Лучше всего о том, что делать в ситуации, когда ребенок с РАС начал беспокоиться, расскажут его родители.
Учебное пространство
Не всегда аутичный ребенок готов сидеть за предложенной партой. Иногда ему может понадобиться отдельное место, ограждающая ширма, коврик, где можно прилечь. Многие приносят с собой из дома игрушки или любимые предметы. Кому-то нужны темные очки или наушники. Задача учителя — принять эти особенности, проследив за тем, чтобы предметы были безопасны для других учеников.
Взаимодействие
Чтобы оно было эффективным, необходимо выработать ряд специальных правил. При попытке со стороны ребенка с РАС их нарушить указывать ему на то, что существуют такие правила.
Учебная деятельность
Дети с РАС чувствуют себя лучше, когда придерживаются определенных схем и планов. Для них важно знать расписание и понимать, как устроен урок.
Во время занятий ребенок может совершать стереотипные движения или начать ходить по классу — лучше не привлекать к этому внимание. Почаще его хвалите и поощряйте — из-за плохих отметок или замечаний аутичные дети сильно расстраиваются.
Поведение учителя
Педагогу важно быть спокойным, терпеливым и снисходительным. Нужно четко понимать, что поведение ученика с РАС обусловлено болезнью. Лучшей тактикой будет попытаться понять и принять такого ребенка.
Методика обучения
Для обучения детей с РАС используйте специальные пособия и учебники. Если ученик не успевает, разрешите ему писать прямо в учебнике или в рабочей тетради.
Не требуйте пересказывать тексты и зачитывать их — аутичные дети плохо понимают письменную и устную речь. Используйте на уроках элементы игры, чтобы вовлечь ребенка с РАС, сформировать и закрепить умения и навыки.
В нашем институте можно пройти специальное обучение по работе с детьми с РАС. Занятия ведут практикующие эксперты, поэтому все полученные знания можно сразу же использовать на реальных уроках.
После освоения программы вы поймете закономерности и особенности развития детей с данным расстройством. Научитесь разрабатывать учебно-методическое обеспечение обучения этого контингента детей. Освоите коррекционно-педагогические технологии и основные программы вмешательств в работе с детьми с РАС. Подробнее о программе вы можете узнать здесь.