Самообучение и дистанционное обучение: сходства и различия

05.03.2014

Чем отличается дистанционное обучение от самообразования? Ответы на вопросы тех, кому важен не только диплом, но и реальный результат  

Желающие получить образование дистанционно часто задаются вопросом, как оно отличается от обычного самообразования? Ведь как в первом, так и во втором случае, студент большей частью предоставлен сам себе, изучает материал из источников, следуя некоему плану. Дистанционное обучение гарантирует вам диплом в случае успешного освоения курса, но единственное ли это преимущество? 

С каждым годом дистанционное обучение всё популярнее, но и сейчас на форумах и в группах социальных сетей, посвящённых дистанционному обучению встречаются недоумевающие комментарии по поводу целесообразности электронного обучения. В открытом доступе есть множество учебников, достаточно и бесплатных тренингов, вебинаров, лекций. Большинство этого контента бесплатное. Зачем тогда платить за дистанционное обучение? Ведь можно просто изучить представленные материалы самому.

Конечно, при самообразовании вы не получите диплома, а без него очень трудно подтвердить свою компетентность, да и на многие должности без диплома просто не возьмут. Но и покупкой диплома в рассрочку дистанционное обучение не выглядит, да и не является.

Как же строится процесс дистанционного обучения? Чем, кроме диплома, отличается от самообразования? И что обуславливает его эффективность?   

Контент: содержание обучения 

Содержание любого дистанционного курса дистанционного обучения составляет контент. Что это такое?

  • Тексты;
  • Аудиозаписи;
  • Видеозаписи;
  • Приложения.

Итак, контент – это наполнение курса. В классическом обучении он представлен учебниками, рабочими тетрадями и др., в электронном всё более компактно и разнообразно. Контент может быть статичным и динамичным. Первый – это записи, имеющие своё определённое место в структуре курса и вернуться к которым можно в любое время, динамичный контент – это трансляции в прямом эфире, как правило, интерактивные, поучаствовать в которых можно здесь и сейчас. По завершении времени онлайн динамичный контент превращается в статичный – вам доступен просмотр записи мероприятия, но участвовать в нём уже не можете, потому что его время прошло.

Яркий пример динамичного контента – это столь распространенные в дистанционном обучении вебинары, аналог «живых» лекций, практикумов, лабораторных работ. Пока идёт вебинар, студент может принимать в нём активное участие: обсуждать, задавать вопросы, дискутировать и т.д., но когда время трансляции закончилось, можно только смотреть запись.

В чём отличие? Занимаясь самообучением, человек определяет содержание курса сам. Не всегда это содержание корректно, а материалы отвечают целям обучения.  

Наставник: живой источник опыта

Преподаватели в дистанционном обучении выполняют абсолютно те же функции, что и в обычном. Это значит, что каждому студенту обеспечена поддержка на протяжении всего срока обучения.

Как нужно иногда спросить совета знающего человека и как не хватает такого человека в самообразовании! Можно обращаться к поисковикам в Сети, читать ответы на форуме, но кто поручится за компетентность и правдивость такой информации? С профессиональным преподавателем ситуация обстоит, конечно, иначе, ведь он – не случайный человек из интернета, а компетентный специалист, учёный.

Интересная деталь: профессорско-преподавательский состав в дистанционном обучении нередко богаче по составу и выше по уровню относительно многих стационарных вузов, особенно провинциальных. Это вопрос удобства самих преподавателей. Если в отдалённый уголок именитый специалист преподавать точно не поедет, то на удалённую работу по Сети соглашаются многие светила. Таким образом, в пользу качества дистанционного обучения можно отнести и опытных компетентных наставников.

В чём отличие? Ответ лежит на поверхности. В дистанционном образовании – высококлассные преподаватели, в самообразовании их просто нет.  

Делу – время! Помощь плюс контроль

В обучении важно не только задать направление работы, но и контролировать прохождение всех этапов курса. Учиться без стороннего контроля большинству людей крайне сложно – всегда находятся дела важнее, не хватает времени, учёба откладывается. В дистанционном обучении контроль очень строгий. Как правило, это тестирование, но могут быть и устные / письменные экзамены.

Помимо преподавателей-предметников к каждому студенту дистанционного обучения прикрепляется тьютор, курирующий прохождение программы, успешное усвоение знаний и продвижения в обучении. Наличие такого гибкого, но требовательного контроля – один из определяющих факторов успешного обучения. Встречаются студенты, сетующие на то, что учиться дистанционно сложнее, чем на стационаре – требования высоки. Но профессионалы получаются сильные!


В чём отличие?
 В определённости временных рамок, адекватности контроля, и оценки компетенций. Редко кто из нас может оценивать себя правильно и непредвзято.  

Итак, вот три ключевых отличия дистанционного обучения от самообразования, если не брать в расчёт диплом:

  1. Правильно подобранное наполнение курса и продуманная программа;
  2. Квалифицированные преподаватели;
  3. Грамотная система сопровождения и контроля.

Эти три кита определяют качество дистанционного обучения:

  • Контент требует огромной подготовительной работы и непрестанного обновления. Самостоятельно проделать подготовку наполнения курса, определить важнейшие его составляющие студенту без надлежащего опыта не просто и не всегда возможно.
  • Хороших преподавателей непросто найти и удержать в динамичном мире электронного обучения.
  • Системы контроля необходимо постоянно менять и совершенствовать, подгоняя под стандарты и требования времени.

Институт, которому по силам со всем этим справиться, точно не будет набирать студентов только ради того, чтобы выдать им дипломы. УрИПКиП даст вам то, чего вы ищете: компетенции, опыт и перспективы. Он даст вам больше!

Другие новости и статьи >>

Контакты

614007, г. Пермь, ул. Революции, 5/1 (1 этаж)

8 (800) 775-13-49,
8 (342) 235-78-71
© 2012-2017 Автономная некоммерческая организация дополнительного профессионального образования
«Уральский институт повышения квалификации и переподготовки»

Карта сайта