Вместе с юристами УРИПКИП мы изучили два главных нормативных акта в сфере образования: Закон «Об образовании в РФ» и Приказ «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным образовательным программам». Рассказываем, какие требования они предъявляют к программам профпереподготовки и дипломам частно практикующих специалистов.
Содержание статьи:
- Можно ли вести частную практику на базе профпереподготовки
- Где можно пройти профпереподготовку
- Как выбрать программу профпереподготовки
- Содержание курса
- Итоговая аттестация
Можно ли вести частную практику на базе профпереподготовки?
Профпереподготовка — это законная альтернатива среднему и высшему профессиональному образованию. На базе переподготовки можно вести частную практику, но стоит внимательно выбирать центр дополнительного образования и обучающий курс, потому что иногда организации не следуют требованиям законов РФ и выдают дипломы, не имеющие юридической силы.
Где можно пройти профпереподготовку?
Пройти профпереподготовку можно в центрах дополнительного образования. Согласно ст. 23, п. 3 Федерального закона «Об образовании в РФ», они могут предлагать дополнительные общеобразовательные и профессиональные программы.
После прохождения общеобразовательного курса человек получает сертификат или свидетельство. Они подтверждают, что Слушатель знаком с темой программы, но не дают право вести частную практику. Пройдя программу профессиональной переподготовки, выпускник получает диплом с правом на ведение нового вида профессиональной деятельности. С ним можно открыть частную практику.
Выбирая программу, важно обращать внимание на ее тип и документ, который Слушатель получает после прохождения курса.
Также важно выбирать организации с лицензией на ведение образовательной деятельности. Согласно ст. 91 Федерального закона «Об образовании в РФ», у центра ДПО она должна быть.
Пример: лицензия Уральского института повышения квалификации и переподготовки
Как выбрать программу профпереподготовки?
Согласно ст. 76, п. 5 Федерального закона «Об образовании в РФ», организации, предоставляющие услуги дополнительного профессионального образования, должны составлять программы переподготовки с опорой на знания, которые специалист сможет применять в своей деятельности. В процессе обучения Слушатель должен получить все необходимые для работы знания и навыки. Это отражено в Законе:
«Программа профессиональной переподготовки направлена на получение компетенции, необходимой для выполнения нового вида профессиональной деятельности, приобретение новой квалификации».
На нашем сайте для каждой программы есть подробное описание и учебный план. В нем отражены задачи курса, приобретаемые Слушателем знания и навыки, возможности для дальнейшего построения карьеры. Кроме этого, при разработке программ мы учитываем требование из 76 статьи Закона (п.10), согласно которому курсы должны опираться на квалификационные, профессиональные и образовательные стандарты. Это означает, что программы переподготовки могут давать те же знания и навыки, что программы среднего и высшего профессионального образования.
Это же требование к курсам профпереподготовки есть в 6 и 8 пунктах Приказа Министерства образования и науки РФ от 1 июля 2013 г. N 499 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам».
Содержание программы
В п.6 Приказа «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам» описаны требования к наполнению курса:
«В структуре программы профессиональной переподготовки должны быть представлены:
- характеристика новой квалификации и связанных с ней видов профессиональной деятельности, трудовых функций и (или) уровней квалификации;
- характеристика компетенций, подлежащих совершенствованию, и (или) перечень новых компетенций, формирующихся в результате освоения программы».
На нашем сайте в описании программ мы всегда указываем присваиваемую квалификацию и перечисляем компетенции, которые Слушатель освоит на курсе.
При выборе программы переподготовки стоит обратить внимание на наличие подробного учебного плана и описания: какую квалификацию получит Слушатель, чему научится, что узнает, кем и где сможет работать после получения диплома.
Кроме этого, согласно 12 пункту Приказа «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам», объем программы профпереподготовки должен быть от 250 часов. Форму обучения и сроки прохождения программы учебный центр может выбрать самостоятельно, главное — чтобы форматы занятий и общий срок обучения позволяли в полной мере освоить новую квалификацию и получить необходимые для работы знания и навыки. В 17 пункте перечислены возможные формы занятий:
«Лекции, практические и семинарские занятия, лабораторные работы, круглые столы, мастер-классы, мастерские, деловые игры, ролевые игры, тренинги, семинары по обмену опытом, выездные занятия, консультации, выполнение аттестационной, дипломной, проектной работы и другие виды учебных занятий и учебных работ, определенные учебным планом».
На сайте УРИПКИП вы можете ознакомиться с учебным планом и формами занятий для каждой программы профпереподготовки в разных направлениях. Например, многие наши курсы включают текстовые и видеолекции, практические задания, тесты, решение кейсов. Объем наших программ переподготовки в зависимости от направления и специализации составляет 250 – 2 000 часов.
Итоговая аттестация
В 59 и 60 статьях Федерального закона «Об образовании в РФ» дано определение итоговой аттестации и перечислены требования к ней:
- «Итоговая аттестация представляет собой форму оценки степени и уровня освоения обучающимися образовательной программы» (ст. 59, п. 1).
- «Лицам, успешно прошедшим итоговую аттестацию, выдаются документы об образовании и (или) о квалификации, образцы которых самостоятельно устанавливаются организациями, осуществляющими образовательную деятельность» (ст. 60, п. 3).
- «Документ о квалификации подтверждает повышение или присвоение квалификации по результатам дополнительного профессионального образования (подтверждается удостоверением о повышении квалификации или дипломом о профессиональной переподготовке)» (ст. 60, п.10)
Это означает, что центр дополнительного профессионального образования может самостоятельно выбирать тип итогового задания. У нас аттестация обычно проходит в форме тестирования по всем модулям курса. При успешном прохождении аттестации Слушатель получает диплом установленного образца с присвоением одной или двух квалификаций (зависит от программы) и правом на ведение новой профессиональной деятельности. С ним можно вести частную практику.
Пример диплома Уральского института повышения квалификации и переподготовки
Следуя требованию ст. 98, ч. 9 Закона «Об образовании в РФ», мы заносим дипломы в Федеральный реестр сведений о документах об образовании и (или) о квалификации, документах об обучении. ФИС ФРДО — это база со свободным доступом. Любой клиент или работодатель может зайти в нее и проверить образование специалиста, убедиться в подлинности диплома.
Аналогичные требования к итоговой аттестации и дипломам описаны в п. 19 Приказа «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам».
Вести частную практику на базе профпереподготовки законно. Но при выборе учебного центра важно убедиться, что его деятельность и программы соответствуют требованиям нормативных актов России. У организации должна быть лицензия, объем программы переподготовки от 250 часов, после прохождения курса должен выдаваться диплом с присвоением квалификации, который заносится в ФИС ФРДО.
Если вместо частной практики вы хотите найти работу по найму или совмещать эти формы занятости, то стоит дополнительно изучить требования Профстандарта для вашего профессионального направления и рекомендации Квалификационного справочника должностей. Иногда работодатели требуют от соискателя наличия диплома о высшем профильном образовании.
- Для тех, кто хочет выучиться на воспитателя: отвечаем на популярные вопросы
- 7 напрасных опасений, которые мешают учиться дистанционно*
- 7 главных фактов о переподготовке педагогов-психологов в УрИПКиП
- Что нужно знать о трудоустройстве после дистанционного* обучения?
- Как учиться дистанционно на курсах переподготовки и повышения квалификации?
- Обучение волшебству. Дефектологическое направление подготовки
* Форма обучения – заочная. Образовательные программы реализуются с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий.