Интервью с Ольгой Зубковой – заместителем председателя Общественного экспертного совета Общественного Телевидения России, автором программы и идейным вдохновителем Нового города «Дружный», президентом Национальной ассоциации развития образования «Тетрадка Дружбы»
Про единственный инклюзивный лагерь в России и про проект «Тетрадка Дружбы» мы поговорили с Ольгой Викторовной Зубковой – автором программы и идейным вдохновителем Нового города «Дружный», президентом Национальной ассоциации развития образования «Тетрадка Дружбы».
– Ольга Викторовна, как появился проект «Тетрадка Дружбы»?
— На самом деле все, что я делала и делаю, всегда было пронизано темой инклюзии. У нас несколько другой подход к понятию и развитию инклюзия, но если мы спросим обывателя, что такое инклюзия, то в большинстве случаев люди ответят, что это инвалиды или инвалидность.
Инклюзия – это не про инвалидность. Каждый из нас инклюзивен по факту своего рождения, потому что в каждом из нас есть национальное многообразие крови, каждый из нас проходит через разные возрастные этапы, мы все были колясочниками в раннем детстве в силу своей беспомощности, каждый из нас может тяжело заболеть и получить инвалидность. И когда мы формируем инклюзивную среду, мы должны понимать, что, в первую очередь, делаем это для самих себя. Это вовсе не означает, что нужно бояться какой-то ситуации и негативно настраивать себя на то, что может произойти что-то плохое.
Когда-то мы просто постареем или, например, забеременеем, и надо будет искать пандус, чтобы скатить детскую коляску, – разные бывают ситуации, – но нам всем нужна инклюзивная среда с точки зрения инфраструктуры и окружения.
Если говорить о детях, то в школах, в основном, уделяют внимание детям полярных категорий: либо двоечникам, либо отличникам – гордость и «головная боль» образовательных учреждений. 85-90% детей остаются вне зоны внимания, а внимание, забота и любовь нужны каждому из нас. Так и появилась «Тетрадка Дружбы» – инклюзивный проект, который объединяет разных детей, вскрывает в каждом ребенке его уникальность, неповторимость и уравнивает детей в этой уникальности и неповторимости. В Пермском крае мы стали первой организацией, которая начала формировать школьное волонтерство как систему воспитания. Осознанных добровольцев, социальных инноваторов среди детей можно только снизу, навязать волонтерство нельзя.
Сейчас «Тетрадка Дружбы» представлена во многих регионах России.
— Как появился инклюзивный лагерь Новый город «Дружный»?
— Детям необходимо место, где они смогут вместе собираться, делить свой быт, расширять круг друзей, получать новые условия для развития, новый опыт для уверенности в себе – это лагерь.
Самый первый наш лагерь назывался «Вектор Дружбы», и он был создан раньше, чем наша организация.
Программа лагеря была направлена на объединение инициативных детей, чтобы они поняли, что на многое способны. На тот момент лагерь еще не был инклюзивным. Лет через 6 появилось много запросов от родителей с детьми с разными особенностями здоровья. Таким детям сложно было бы принимать участие в гиперактивных сменах лагеря «Вектор Дружбы». Пришлось закрыть успешный лагерь и открыть более актуальный целый инклюзивный детский город – лагерь Новый город «Дружный».
Наши авторские программы всего за 2 недели – именно столько длится один тур во время летних каникул – очень быстро формируют в детях нужный им потенциал, меняют ценностные ориентиры и потребительский стиль поведения. Даже за 7 дней ребенок становится уверенней, избавляется от страхов и комплексов, начинает видеть счастье в мелочах.
— Кто может приехать в лагерь?
— В интегрированных отрядах у нас 90% здоровых детей, и 10% детей с особенностями развития, все как в жизни.
Мы берем детей с разными заболеваниями при условии, что болезнь не провоцирует агрессивное поведение и это подтверждено медицинскими документами, ребенок способен к самообслуживанию, даже если он колясочник. Родители подписывают договор о том, что ребенок может успевать участвовать в программе, которая рассчитана на здоровых детей.
Мы берем детей с разными диагнозами: врожденное ДЦП с сопутствующими заболеваниями, синдром Дауна, РАС, ЗПР, реабилитация после онкологии, сахарный диабет, то есть мы берем детей, которых вообще не берут ни в один в лагерь.
— В каких условиях живут дети?
— В каждом отряде не более 18 человек. Трехместное размещение, пятиразовое питание в ресторанном комплексе. Дети с особенностями развития проживают вместе с детьми без особенностей развития. У нас нет понятия «вожатый», мы называем наших сотрудников «Инструкторы по Добру». Часть из них – это сотрудники, которые работают в «Тетрадке Дружбы», а часть – это ребята, которые выросли у нас в разных программах, теперь они студенты и ездят к нам в туры, потому что лучше них никто не разбирается в формировании коммуникации в интегрированных группах.
— Какая программа в лагере?
— Насыщенная, разноплановая и разноформатная, программа расчитана на разные интересы участников. У нас проходят разные мероприятия, где на первом месте креативный подход, в том числе и спортивные. В интегрированных отрядах это выглядит так: если во всех отрядах есть дети с ДЦП, то на каком-то этапе эстафеты они все участвуют в одно время, они могут это делать в паре со своими здоровыми друзьями, но у всех равные условия.
С лета 2022 года наш лагерь стал первым инклюзивным кинолагерем в России. Теперь наши дети снимают и снимаются, обучаются навыкам монтажера, оператора, сценариста, режиссера и, даже, каскадера. В лагере проходят съемки настоящих фильмов с настоящими звездами российского кино, многие из них амбассадоры Нового города «Дружный». У нас дети учатся тому, что на самом деле может стать их профессией. Но главный упор делается на психологическое здоровье и на то, чтобы дети умели позитивно коммуницировать с людьми в любых ситуациях.
— Сложно создать инклюзивный лагерь?
— На самом деле нет ничего сложного в том, чтобы реализовать и подготовить соревнования или программу обучения для ребят с особыми потребностями. Все преграды и условности у нас в голове.
Когда я создавала этот лагерь, я создавала его не для инвалидов. Я прекрасно понимаю, что общество не готово принимать людей с инвалидностью, мы готовы их жалеть и терпеть, а наша технология учит детей их принимать и понимать, а это большая разница.
Наши ребята могут поругаться друг с другом, поспорить, поссориться, а могут друг другу помочь, все как в жизни. Но происходит совершенно уникальная вещь – ровно тогда, когда ты никого не заставляешь кого-то жалеть и как-то особенно относиться, дети и начинают все понимать и оценивать по-другому, прежде всего – самих себя. Не сразу, вообще не сразу, но в середине смены дети начинают испытывать удовольствие от того, что у них получается выстраивать коммуникацию с людьми, с особенностями которого ни один человек в их классе даже не знаком. Это очень помогает детям без проблем со здоровьем понять свою ценность в этом мире.
Когда мы пытаемся донести ребенку в период подростковой депрессии, что он самый лучший и прекрасный – это все пустые слова, ребенку это не поможет. Только собственный уникальный опыт формирует его внутренний стержень. На выходе из смены каждый знает о себе много важного, и его уже никто не переубедит в том, что он неспособный или глупый. Такие дети никогда не станут жертвой буллинга или его организатором.
Этот лагерь создавался для обычных, здоровых детей, а дети с инвалидностью в данном случае выступают как “тренажеры” для души. Здесь есть уникальная возможность пообщаться с такими детьми.
Теперь у каждого есть возможность открыть инклюзивный лагерь у себя в регионе, потому что мы сформировали франшизу, которая подразумевает обучение, подбор сотрудников, подбор базы, аудио и видео дорожки расписаны на 5 туров, расписано более 70 авторских дней. Окупаемость нашей франшизы – 1 год, то есть уже через год франчайзи выходит в плюс. Возможно, мы сделаем взнос чисто символическим, чтобы технология могла распространяться быстрее. Этим летом у нас не было возможности принять всех желающих, просто не было мест, потому что к нам едут дети не только с Пермского края, а со всей России, в том числе дети известных актеров, политиков, бизнесменов.
Инклюзивная среда очень важна для каждого из нас. У нас есть возможность развивать это направление в своей стране, например, получить дополнительное образование и стать специалистом по инклюзии в инклюзивном центре или лагере, или вообще, самому открыть инклюзивный лагерь в своем регионе. А самое главное – не забывать о том, что каждый из нас по-своему инклюзивен и неповторим.