Нарушения речи у детей препятствуют не только общению со сверстниками — школьники с речевыми патологиями испытывают сложности в социальном и эмоциональном развитии, а также с трудом осваивают учебную программу.
При этом дефекты речи поддаются корректировке, особенно если выявить их на раннем этапе. Этим занимаются учителя-логопеды. В статье рассказываем об их работе в дошкольном образовании.
Содержание статьи:
- Учитель-логопед — кто это
- Как строится работа с дошкольниками
- Каким должен быть учитель-логопед
- Где получить профильное образование
Учитель-логопед — кто это
Специалист диагностирует и корректирует речевые нарушения. Он может заниматься с детьми любого возраста, а также со взрослыми. Такой педагог не только обладает профессиональными знаниями в области логопедии, но также разбирается в педагогике и психологии. Поэтому может выстраивать эффективную работу с подопечными и их родителями.
Как строится работа с дошкольниками
Главные цели учителя-логопеда в детском саду — вовремя выявить речевые дефекты и начать их корректировать. Для этого специалист:
- развивает у детей звуковую сторону речи,
- совершенствует мелкую моторику и работу артикуляционного аппарата воспитанников,
- обогащает словарный запас подопечных,
- тренирует мышление, память, внимание детей,
- формирует представления о свойствах предметов и явлений,
- обучает классифицировать и группировать предметы,
- учит работать по словесной инструкции,
- формирует благоприятную среду для занятий,
- адаптирует образовательные материалы и приемы под каждого воспитанника.
В общеобразовательной организации педагог проводит несколько консультаций в неделю, а в коррекционном учреждении занимается с детьми каждый день.
Специфика работы специалиста в ДОУ
Деятельность учителя-логопеда, помимо работы с дошкольниками, включает в себя множество компонентов.
Ведение документации
Учитель-логопед составляет рабочую программу, годовой план, индивидуальные образовательные маршруты, а также речевые карты и журнал первичного обследования. При этом документацию нужно регулярно обновлять, чтобы она соответствовала актуальным требованиям.
Планирование
Оно относится как к конкретным занятиям, так и ко всей работе педагога. Специалисту нужно составлять конспект каждого занятия, чтобы последовательно корректировать речевые нарушения ребенка. Также учитель-логопед должен разрабатывать планы по самообразованию и взаимодействию с другими специалистами.
Профессиональная активность
Специалистам нужно регулярно заниматься профессиональным и личностным развитием. Поэтому они участвуют в конкурсах, выступают на семинарах, проводят мастер-классы, обмениваются опытом с коллегами из других ДОУ. Нередко педагоги публикуют свои материалы в интернете, например, открытые уроки, игры и упражнения, а также рекомендации для родителей.
Коммуникация
Помимо общения с коллегами, учителям-логопедам необходимо сотрудничать со всеми участниками образовательного процесса. К ним относятся родители подопечных, воспитатели, сотрудники детского сада, руководство. Это помогает выстроить всестороннюю работу с подопечными. Например, музыкальный руководитель может использовать артикуляционную гимнастику на своих занятиях.
Повышение квалификации
Учитель-логопед должен проходить аттестацию не реже чем раз в пять лет. Так специалист подтверждает соответствие занимаемой должности. До аттестации учителю-логопеду нужно позаботиться о своем портфолио: собрать документы об образовании, грамоты, сертификаты и т. д.
Научная деятельность
Учитель-логопед с большим практическим опытом и методическими наработками может создавать собственные курсы, проводить исследования, публиковаться в научных журналах.
Каким должен быть учитель-логопед
Работа с дошкольниками и их родителями требует определенных личностных качеств. К ним относятся:
- ответственность,
- тактичность,
- инициативность,
- самообладание,
- эмпатия,
- искренность,
- наблюдательность,
- находчивость.
Также важны профессиональные черты:
- владение вербальными и невербальными средствами общения,
- умение грамотно использовать логопедические технологии и приемы,
- знание психолого-педагогических методов обучения и развития,
- умение проводить консультации и просветительские мероприятия,
- владение цифровыми технологиями,
- стремление к непрерывному развитию.
Где получить профильное образование
Стать учителем-логопедом можно двумя способами:
- Получить высшее образование в области логопедии или дефектологии.
- Пройти дополнительное обучение по программе профпереподготовки и сэкономить несколько лет.
Второй вариант подойдет тем, у кого есть высшее педагогическое или психологическое образование. В этом случае вы сможете стать учителем-логопедом менее чем за год.
Например, наша программа профпереподготовки «Логопедия. Содержание и организация коррекционно-педагогической работы с обучающимися, имеющими нарушения речи и коммуникации» длится 11 месяцев.
В курс входят 22 дисциплины, лекции от экспертов, 60 практических заданий, вебинары, тесты и полезные методические материалы для начала работы.
В конце обучения вас ждет сдача итоговой аттестации в формате теста. После вы получите диплом о профпереподготовке и квалификацию учителя-логопеда. Документ позволит работать в детском саду, школе, на логопункте, а также в учреждениях социальной сферы.
Узнать больше о программе или получить консультацию специалиста можно по ссылке: