Звонок по России бесплатный
Пн-Вск 8:30-20:30 по Москве
8 (800) 775-13-49 Звонок по России бесплатный
Отдел по организации приема
Пн-Вс 8:00-21:00 по Москве

Дисграфия — что это, как ее выявить и исправить

Если человек пишет с ошибками, это не всегда свидетельствует о его безграмотности или невнимательности. Причиной может быть дисграфия — одно из самых распространенных нарушений письменной речи.

Чаще всего оно встречается у детей младшего школьного возраста, но может быть и у взрослых. С дисграфией можно справиться. В нашей статье рассказываем о том, как это сделать.

Содержание статьи:

Дисграфия — что это, как ее выявить и исправить

Что такое дисграфия и как она проявляется 

Это нарушение, при котором человеку трудно правильно писать слова, несмотря на понимание языка и нормальное когнитивное развитие.

Самый явный симптом — специфичные ошибки при письме, которые не связаны со знанием правил словообразования, словоизменения и синтаксиса.

Например, ребенок без дисграфии может написать «молако», потому что еще не знает словарные слова или не научился подбирать проверочные. А у ученика с дисграфией ошибки будут выглядеть необычно. Он напишет «моко», «моколо» или «мороко».

Существуют и другие признаки, по которым можно определить дисграфию:

  • трудности с визуальным восприятием и распознаванием букв;
  • проблемы с памятью;
  • разные ошибки при написании одного и того же слова;
  • плохо развитая мелкая моторика и, как следствие, неаккуратный почерк;
  • сниженная скорость письма;
  • напряженность, значительная трата сил на письмо, тревожность перед выполнением заданий.

1/1

Из-за чего возникает дисграфия

К основным причинам нарушения относятся:

  1. Нейропсихологические расстройства. Дисграфия может быть связана с проблемами в работе определенных областей коры головного мозга, которые отвечают за восприятие и воспроизведение речи, внимание, запоминание и познавательную активность.
  2. Черепно-мозговые травмы. Повреждения могут привести к нарушению функций, необходимых для письма.
  3. Задержки в речевом и психическом развитии. На способность к письму влияет сформированность фонематических представлений, лексического запаса, грамматического строя и связной речи.
  4. Возможная предрасположенность. Наличие стойкой дисграфии у близких родственников может увеличивать риск ее возникновения у ребенка.
  5. Эмоционально-волевые нарушения. У людей с СДВГ и РАС часто проявляются признаки дисграфии, так как эти расстройства связаны с нарушением планирования предстоящей деятельности, недостаточным контролем за ходом своей работы и низким уровнем коммуникативной готовности к обучению.
  6. Психологические факторы. Стресс, неблагополучная обстановка в семье, ошибки в воспитании, психотравмы могут негативно сказываться на обучении и овладении навыком грамотного письма.

Какие есть виды дисграфии

Специалисты предлагают разные классификации расстройства. Одни разделяют дисграфию по стадиям, другие — по характеру ошибок, третьи — по тому, какой анализатор нарушен. 

Среди наиболее частых типов выделяют следующие.

Акустическая дисграфия

Людям с таким видом нарушения трудно на слух воспринимать и обрабатывать похожие звуки. Например, они могут заменять согласные в слове.

Пример: «снезок» вместо «снежок».

Артикуляционно-акустическая дисграфия

Этот вид связан с трудностями и в произношении звуков, и в их восприятии. То есть, дети пишут так, как говорят.

Пример: «калтина» вместо «картина».

Оптическая дисграфия

При таком типе людям визуально тяжело распознавать элементы, символы и ориентироваться в пространстве. Они могут путать буквы, которые выглядят на письме похоже. Возможно зеркальное написание букв и слов.

Пример: «дукет» вместо «букет». 

Аграмматическая дисграфия

Люди с таким типом неправильно формируют грамматические конструкции. Сюда входят проблемы с согласованием разных частей речи, пропуски предлогов, нарушение порядка слов в предложении.

Примеры: «большая дерево», «в новый ученик пришел класс».

1/1

Как проводят диагностику дисграфии

Обследование должно быть комплексным. Специалисты оценивают:

  1. Речевое развитие. Человек с дисграфией плохо воспринимает и дифференцирует на слух отдельные фонемы, может неправильно произносить звуки, имеет недостаточную сформированность всех компонентов речевой системы.
  2. Письменные умения. Ошибки при письме повторяются, встречаются с определенной периодичностью и не всегда указывают на плохое знание правил.
  3. Моторные навыки. Ребенок или взрослый плохо рисует, не может провести прямую линию, с трудом застегивает пуговицы. Имеет стойкое нарушение почерка, когда к концу строчки буквы начинают уменьшаться или, наоборот, увеличиваться и выходить за линии.
  4. Психоэмоциональное состояние. На наличие дисграфии может указывать сниженная учебная мотивация, тревожность, подавленность, нестабильная самооценка, депрессивное состояние.

Дислексия у детей
Читайте также:

Дислексия у детей

В чем заключаются особенности коррекции дисграфии

Чтобы преодолеть дисграфию, понадобится много времени, терпения и усилий как со стороны специалистов, так и со стороны человека с расстройством.

В работе над дисграфией важна:

  • регулярность занятий, чтобы закрепить навыки грамотного письма;
  • учет возрастных, речевых, психоэмоциональных и иных особенностей человека;
  • постепенность в усложнении задач;
  • поддержка интереса и мотивации к занятиям;
  • заинтересованность, помощь и поддержка близких и родителей.

1/1

Подходы к коррекции дисграфии включают:

  1. Занятия с логопедом. Специалист поможет развить речь, мелкую моторику, память, внимание и визуально-пространственное восприятие.
  2. Тренировку навыков письма. Это могут быть игры и упражнения для развития фонематического слуха, запоминания правильного написания букв и т. д.
  3. Мультисенсорные методы. Закрепить материал помогут визуальные, аудиальные и кинестетические программы и приложения.
  4. Психологическую поддержку. Специалист поможет сформировать полноценные учебные умения и навыки, коммуникативную готовность к обучению, наладить самооценку, снизить уровень стресса и повысить мотивацию.
  5. Использование альтернативных методов записи. Например, печатный шрифт вместо рукописного может облегчить процесс запоминания букв и их элементов.
  6. Массажные техники. Помогут снять гипертонус с мышц ведущей руки и улучшить ее моторные функции.

Где освоить методики работы с дисграфией

Будущим учителям-логопедам рекомендуется сначала освоить базовую программу профпереподготовки, чтобы научиться работать с разными нарушениями речи.

Программа длится 5,5 месяцев. Такой срок позволяет подробно разобраться в теории и практике логопедии, а также изучить особенности педагогики, психологии и физиологии.

1/1

После обучения у вас будет диплом о профпереподготовке с квалификацией учителя-логопеда. С ним вы сможете устроиться на работу в различные организации или вести частную практику.

Глубже погрузиться в тему поможет программа повышения квалификации о нарушениях письма у младших школьников. Она длится всего 1 месяц и рассчитана на действующих специалистов в сфере логопедии. На курсе вы узнаете, как выявлять и исправлять дисграфию и дизорфографию. 

1/1

Заявка на обучение или консультацию
Внимание! Отдел по организации приема работает дистанционно без выходных!
  • Россия
    +7
  • Другая страна
    +
  • Белоруссия
    +375
  • Казахстан
    +7
  • Кыргызстан
    +996
  • Узбекистан
    +998

Мы обрабатываем данные посетителей и используем куки согласно политике.

Задать вопрос
Задайте нам Ваш вопрос, и наши специалисты проконсультируют Вас в ближайшее время.
Спасибо за заявку!
Мы свяжемся с вами в ближайшее время.