Если человек пишет с ошибками, это не всегда свидетельствует о его безграмотности или невнимательности. Причиной может быть дисграфия — одно из самых распространенных нарушений письменной речи.
Чаще всего оно встречается у детей младшего школьного возраста, но может быть и у взрослых. С дисграфией можно справиться. В нашей статье рассказываем о том, как это сделать.
Содержание статьи:
- Что такое дисграфия и как она проявляется
- Из-за чего возникает дисграфия
- Какие есть виды дисграфии
- Как проводят диагностику дисграфии
- В чем заключаются особенности коррекции дисграфии
- Где освоить методики работы с дисграфией
Что такое дисграфия и как она проявляется
Это нарушение, при котором человеку трудно правильно писать слова, несмотря на понимание языка и нормальное когнитивное развитие.
Самый явный симптом — специфичные ошибки при письме, которые не связаны со знанием правил словообразования, словоизменения и синтаксиса.
Например, ребенок без дисграфии может написать «молако», потому что еще не знает словарные слова или не научился подбирать проверочные. А у ученика с дисграфией ошибки будут выглядеть необычно. Он напишет «моко», «моколо» или «мороко».
Существуют и другие признаки, по которым можно определить дисграфию:
- трудности с визуальным восприятием и распознаванием букв;
- проблемы с памятью;
- разные ошибки при написании одного и того же слова;
- плохо развитая мелкая моторика и, как следствие, неаккуратный почерк;
- сниженная скорость письма;
- напряженность, значительная трата сил на письмо, тревожность перед выполнением заданий.
Из-за чего возникает дисграфия
К основным причинам нарушения относятся:
- Нейропсихологические расстройства. Дисграфия может быть связана с проблемами в работе определенных областей коры головного мозга, которые отвечают за восприятие и воспроизведение речи, внимание, запоминание и познавательную активность.
- Черепно-мозговые травмы. Повреждения могут привести к нарушению функций, необходимых для письма.
- Задержки в речевом и психическом развитии. На способность к письму влияет сформированность фонематических представлений, лексического запаса, грамматического строя и связной речи.
- Возможная предрасположенность. Наличие стойкой дисграфии у близких родственников может увеличивать риск ее возникновения у ребенка.
- Эмоционально-волевые нарушения. У людей с СДВГ и РАС часто проявляются признаки дисграфии, так как эти расстройства связаны с нарушением планирования предстоящей деятельности, недостаточным контролем за ходом своей работы и низким уровнем коммуникативной готовности к обучению.
- Психологические факторы. Стресс, неблагополучная обстановка в семье, ошибки в воспитании, психотравмы могут негативно сказываться на обучении и овладении навыком грамотного письма.
Какие есть виды дисграфии
Специалисты предлагают разные классификации расстройства. Одни разделяют дисграфию по стадиям, другие — по характеру ошибок, третьи — по тому, какой анализатор нарушен.
Среди наиболее частых типов выделяют следующие.
Акустическая дисграфия
Людям с таким видом нарушения трудно на слух воспринимать и обрабатывать похожие звуки. Например, они могут заменять согласные в слове.
Пример: «снезок» вместо «снежок».
Артикуляционно-акустическая дисграфия
Этот вид связан с трудностями и в произношении звуков, и в их восприятии. То есть, дети пишут так, как говорят.
Пример: «калтина» вместо «картина».
Оптическая дисграфия
При таком типе людям визуально тяжело распознавать элементы, символы и ориентироваться в пространстве. Они могут путать буквы, которые выглядят на письме похоже. Возможно зеркальное написание букв и слов.
Пример: «дукет» вместо «букет».
Аграмматическая дисграфия
Люди с таким типом неправильно формируют грамматические конструкции. Сюда входят проблемы с согласованием разных частей речи, пропуски предлогов, нарушение порядка слов в предложении.
Примеры: «большая дерево», «в новый ученик пришел класс».
Как проводят диагностику дисграфии
Обследование должно быть комплексным. Специалисты оценивают:
- Речевое развитие. Человек с дисграфией плохо воспринимает и дифференцирует на слух отдельные фонемы, может неправильно произносить звуки, имеет недостаточную сформированность всех компонентов речевой системы.
- Письменные умения. Ошибки при письме повторяются, встречаются с определенной периодичностью и не всегда указывают на плохое знание правил.
- Моторные навыки. Ребенок или взрослый плохо рисует, не может провести прямую линию, с трудом застегивает пуговицы. Имеет стойкое нарушение почерка, когда к концу строчки буквы начинают уменьшаться или, наоборот, увеличиваться и выходить за линии.
- Психоэмоциональное состояние. На наличие дисграфии может указывать сниженная учебная мотивация, тревожность, подавленность, нестабильная самооценка, депрессивное состояние.

В чем заключаются особенности коррекции дисграфии
Чтобы преодолеть дисграфию, понадобится много времени, терпения и усилий как со стороны специалистов, так и со стороны человека с расстройством.
В работе над дисграфией важна:
- регулярность занятий, чтобы закрепить навыки грамотного письма;
- учет возрастных, речевых, психоэмоциональных и иных особенностей человека;
- постепенность в усложнении задач;
- поддержка интереса и мотивации к занятиям;
- заинтересованность, помощь и поддержка близких и родителей.
Подходы к коррекции дисграфии включают:
- Занятия с логопедом. Специалист поможет развить речь, мелкую моторику, память, внимание и визуально-пространственное восприятие.
- Тренировку навыков письма. Это могут быть игры и упражнения для развития фонематического слуха, запоминания правильного написания букв и т. д.
- Мультисенсорные методы. Закрепить материал помогут визуальные, аудиальные и кинестетические программы и приложения.
- Психологическую поддержку. Специалист поможет сформировать полноценные учебные умения и навыки, коммуникативную готовность к обучению, наладить самооценку, снизить уровень стресса и повысить мотивацию.
- Использование альтернативных методов записи. Например, печатный шрифт вместо рукописного может облегчить процесс запоминания букв и их элементов.
- Массажные техники. Помогут снять гипертонус с мышц ведущей руки и улучшить ее моторные функции.
Где освоить методики работы с дисграфией
Будущим учителям-логопедам рекомендуется сначала освоить базовую программу профпереподготовки, чтобы научиться работать с разными нарушениями речи.
Программа длится 5,5 месяцев. Такой срок позволяет подробно разобраться в теории и практике логопедии, а также изучить особенности педагогики, психологии и физиологии.
После обучения у вас будет диплом о профпереподготовке с квалификацией учителя-логопеда. С ним вы сможете устроиться на работу в различные организации или вести частную практику.
Глубже погрузиться в тему поможет программа повышения квалификации о нарушениях письма у младших школьников. Она длится всего 1 месяц и рассчитана на действующих специалистов в сфере логопедии. На курсе вы узнаете, как выявлять и исправлять дисграфию и дизорфографию.