Тяжелые нарушения речи – это состояние, при котором дети испытывают значительные трудности в произношении звуков, образовании слов и формулировании предложений, что существенно затрудняет их коммуникацию с окружающими и интеграцию в общество.
Причины возникновения тяжелых нарушений речи
Причины тяжелых нарушений речи — внутренние (эндогенные) и внешние (экзогенные) факторы, влияющие на организм ребенка и вызывающие речевые отклонения.
Внутренние (эндогенные) факторы:
- Внутриутробная патология (внутриутробная гипоксия плода, инфекционные заболевания у матери во время беременности, травмы матери во время беременности, несовместимость крови матери и плода, которая возникает при наличии у матери и плода различных групп крови или резус-факторов)
- Родовая травма или асфиксия (нарушение газообмена в организме ребенка) могут привести к внутричерепному кровоизлиянию.
- Курение, употребление алкоголя или наркотических веществ матерью также могут быть причиной гипоксии плода или развития различных заболеваний у ребенка.
- Психическое состояние матери (депрессия, тревожность и другие психические расстройства) негативно сказывается на здоровье матери и ее образе жизни, что, в свою очередь, негативно отражается на здоровье ребенка.
- Наследственная предрасположенность — если у кого-то из членов семьи есть проблемы с речью, то это тоже может быть причиной возникновения у ребенка ТНР.
- Заболевания ребенка, перенесенные в первые годы жизни, например, отит, бронхит, пневмония, нейроинфекции, а также травмы головы могут быть причинами проблем с речью в будущем.
Внешние (экзогенные) факторы:
- Неблагоприятные социально-бытовые условия влияют на речевое развитие ребенка и могут быть причинами дефицита речи.
- Подражание — если у кого-то из членов семьи есть проблемы с речью, то они могут появиться и у ребенка.
- Стресс может быть причиной психологических отклонений, которые ведут к проблемам с речью у ребенка.
- Недостаточное общение с ребенком может привести к задержке речевого развития.
Уровни ТНР
Уровни ТНР – это шкала развитости детской речи. На первом уровне отсутствует речь, и ребенок использует только звуковые элементы, которые сопровождаются жестикуляцией и мимикой. На втором уровне речь ребенка не соответствует возрастной норме, а словарный запас состоит из простых общеупотребительных слов. На третьем уровне речь у ребенка уже более развернутая, но с выраженными признаками лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития. На четвертом уровне речь ребенка состоит из развернутых фраз, но в ней присутствуют элементы недостаточного развития языкового аппарата.
Виды ТНР
Тяжелые нарушения речи могут проявляться совершенно по-разному и иметь различные причины возникновения. Наиболее распространенные виды ТНР:
- Дизартрия – это нарушение артикуляции речи, вызванное повреждением нервной системы, например, инсультом или травмой головы. Дизартрия может приводить к затруднениям в произношении звуков, управлении голосом, скорости и плавности речи.
- Афазия – нарушение способности понимать и использовать язык, которое обычно вызывается повреждением левого полушария головного мозга. Афазия может проявляться в различных формах, например, в потери способности произносить слова, понимать речь или выражать свои мысли письменно или устно.
- Общее недоразвитие речи – это отставание в развитии речи по сравнению с нормативными показателями для соответствующего возраста. Может происходить по разным причинам, например, из-за недостаточной стимуляции речи в раннем детстве, нарушений слухового восприятия или проблем с моторикой речевых органов.
- Алалия моторная – это нарушение речи, при котором ребенок понимает речь окружающих, но не может выражать свои мысли словами.
- Алалия сенсорная – это нарушение речи, при котором ребенок слышит, что говорят люди, но не понимает, и не может разговаривать.
- Заикание – это речевое нарушение, при котором ребенок испытывает трудности с плавным произношением звуков, слов и фраз. Может проявляться в повторении звуков, слов, паузах в речи и проблемах с произношением начала или окончания слов.
- Ринолалия – это искажение произносимых ребенком звуков из-за дефектов строения и функционирования речевого аппарата.
Обучение детей с ТНР в ДОУ и школе
Дети с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) имеют психологические особенности, связанные с их проблемами речевого развития. Из-за того, что они не могут свободно выразить свои мысли и чувства, такие дети часто стеснительны и не уверены в себе. Им может быть трудно устанавливать контакт с другими людьми и поддерживать дружеские отношения, что может привести к их социальной изоляции и даже стать причиной возникновения у них депрессии. Поэтому всем тем, кто работает с детьми с ТНР (педагогам, воспитателям и логопедам), важно обеспечивать индивидуальный подход к таким детям и создавать для них поддерживающую и стимулирующую обстановку в образовательном учреждении.
Для детей дошкольного возраста с ТНР, речь которых развивается очень быстро, самое важное — выявить речевые проблемы как можно раньше, чтобы не упустить момент и начать лечение ТНР своевременно. Диагностика ТНР проводится в ДОУ различными способами. Например, с помощью проведения тестирования ребенка, анкетирования его родителей, наблюдения за ребенком во время игр и анализа ошибок в его речи.
При работе с детьми школьного возраста с ТНР нужно уделять внимание не только речевому развитию ребенка, но и развитию навыков чтения, письма и математики. Психолого-педагогическое сопровождение детей с ТНР включает также помощь в развитии коммуникативных навыков и социальной адаптации. Именно поэтому педагоги, работающие с детьми с ТНР, должны иметь специальную подготовку для осуществления такой деятельности.
Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) обучения детей с особыми возможностями здоровья (ОВЗ) предусматривают комплексный подход при работе с детьми с ТНР: коррекционную работу, психологическую поддержку и работу с родителями. Именно благодаря такому всестороннему подходу педагогам удается помочь детям с ТНР преодолеть трудности в речевом развитии и достичь успешных результатов в учебе.
Направления работы с детьми с ТНР
Коррекционная работа с детьми с ТНР направлена на устранение дефектов речи и на развитие речевых способностей ребенка. Направления коррекционной работы с детьми с ТНР варьируются в зависимости от конкретных потребностей ребенка и степени ТНР.
Одно из направлений коррекционной работы с детьми с ТНР – развитие фонетико-фонематической стороны речи. Для этого используют упражнения, направленные на развитие артикуляционной моторики и тренировку слухового восприятия звуков речи.
Еще одно направление коррекционной работы с детьми с ТНР – развитие лексико-грамматической стороны речи. Для этого используют упражнения по расширению словарного запаса, обучению правилам грамматики и развитию умения строить предложения.
Коррекционная работа с детьми с ТНР также подразумевает развитие коммуникативных навыков ребенка. Для этого используют упражнения по развитию умения поддерживать диалог, понимать речь собеседника, а также выражать свои мысли и чувства.
Где обучиться на специалиста по работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи с нуля
Для того, чтобы стать специалистом по работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи, достаточно пройти профпереподготовку или курсы повышения квалификации. Будущему специалисту нужно начать с ознакомления с причинами тяжелых нарушений речи, психологическими особенностями детей с ТНР и методиками коррекционной работы.
➥ Все перечисленное вы можете узнать на курсах УРГАПС, которые проходят в удобном дистанционном формате: