Запуск речи у неговорящих детей — процесс, направленный на стимуляцию речи у детей, у которых речь не соответствует нормам или вообще отсутствует. Целью запуска речи является помощь ребенку в освоении и использовании коммуникативных навыков для выражения своих мыслей, потребностей и эмоций.
Содержание статьи:
- Этапы речевого развития у детей
- Когда требуется запуск речи?
- 5 причин, почему нужно обращаться к специалисту
- Какие есть методики запуска речи?
- С каким образованием можно работать специалистом по запуску речи у неговорящих детей?
Этапы речевого развития у детей
Развитие речи у детей происходит постепенно и состоит из нескольких ключевых этапов.
Первый этап – предречевой период, начинается примерно в 2-3 месяца. В этот период младенцы начинают издавать звуки, кричать, использовать жесты и мимику.
Второй этап – период произношения звуков, начинается примерно в 6 месяцев. Дети начинают произносить и повторять одинаковые слоги, например, «гы», «ля», «га». Это начальный этап формирования речи.
Третий этап – период односложных слов, начинается примерно в 12 месяцев. Дети начинают говорить и понимать простые слова, например, «мама», «дай», «нельзя».
Четвертый этап – период двусложных слов и фраз, начинается примерно в 1,5-2 года. Дети начинают комбинировать несколько слов, чтобы выразить то, что они хотят, например, «дай машинку», «мишка поел».
Пятый этап – период грамматического развития, начинается примерно в 2-3 года. Дети начинают говорить более длинными фразами, но их речь может быть нескладной.
Шестой этап – развитие словарного запаса и связной речи, происходит после 3-4 лет. Дети начинают разговаривать сложными предложениями и рассказывать истории.
Однако все дети развиваются по-разному, поэтому не стоит воспринимать перечисленные этапы речевого развития как жесткую норму. Для того, чтобы речь ребенка правильно развивалась, важно обращать внимание на потребности и особенности ребенка и в случае чего обращаться за помощью к специалисту.
Когда требуется запуск речи?
Для того, чтобы определить, нет ли у ребенка задержки в развитии речи, стоит обращать внимание не только на соответствие его речи нормам развития, но и на другие признаки: на то, как ребенок взаимодействует с окружающими, нет ли у него трудностей в общении, понимает ли он вопросы, которые ему задают, хватает ли ему словарного запаса для общения со сверстниками и взрослыми. Если у ребенка наблюдается несколько из перечисленных признаков, стоит обратиться за консультацией к логопеду или дефектологу.
➥ Особое внимание надо обратить на следующие признаки задержки в речевом развитии:
- Если в возрасте 2 месяцев ребенок редко издает звуки и не кричит.
- Если в возрасте 6 месяцев ребенок не реагирует на звуки, не улыбается и не повторяет звуки.
- Если в возрасте 7-8 месяцев ребенок не реагирует на голоса родителей.
- Если в возрасте 10 месяцев ребенок не начинает лепетать.
- Если в возрасте 2 лет ребенок не понимает, что его спрашивают, не говорит или использует всего 10-20 слов.
- Если в возрасте 3 лет ребенок почти не говорит, его словарный запас состоит всего из 50 слов или его речь трудно понять.
5 причин, почему нужно обращаться к специалисту
- Обследование неговорящего ребенка логопедом или дефектологом
Специалисты оценят уровень речевого развития ребенка, установят наличие задержек или нарушений и определят причины этих проблем.
- Раннее вмешательство
Раннее вмешательство увеличивает шансы на успешную коррекцию речи и поможет предотвратить ухудшение проблем с речью.
- Индивидуальный подход
Специалисты разрабатывают индивидуальный план логопедического запуска речи, учитывая особенности и потребности конкретного ребенка.
- Советы родителям
Специалисты дадут советы по общению и взаимодействию с ребенком, объяснят, как создать стимулирующую речевую среду дома, дадут рекомендации по чтению книг, играм и другим активностям, которые будут способствовать развитию речи.
- Коррекция и развитие
Специалисты помогут ребенку улучшить произношение звуков, расширить словарный запас, улучшить грамматику и связную речь.
Какие есть методики запуска речи?
Запуск речи логопедом или дефектологом осуществляется с использованием различных методик:
- Игровой подход
Для стимуляции речевого развития задействуют игры, которые позволяют ребенку использовать слова и фразы, помогают ему развить коммуникативные навыки.
- Использование визуальных средств
Карточки с картинками, кубики или магнитные доски с буквами помогают ребенку запоминать буквы, учить новые слова и сопоставлять их с образами и предметами.
- Моделирование речи
Очень важно, чтобы у ребенка был пример того, как правильно разговаривать. Один из способов – можно повторять фразы, которые произносит ребенок, и раскрывать их. Например, ребенок говорит «машинка», а родители отвечают ему «да, это большая красная машинка».
- Повторение и подражание
Когда ребенок повторяет слова за взрослыми, он лучше усваивает связь между звуками и их значением.
- Использование жестов и мимики
Эти способы коммуникации помогают ребенку лучше выражать то, что он хочет сказать. Это особенно важно, когда у ребенка нет необходимого словарного запаса или четкого произношения.
- Артикуляционная гимнастика и дыхательные упражнения
Гимнастика и упражнения нужны, когда у ребенка проблемы с произношением слов и звуков. Упражнения способствуют более четкому и понятному произношению.
- Использование коммуникативных технологий
В тех случаях, когда у ребенка большие трудности с речью, используют альтернативные и дополнительные средства коммуникации (АСК). АСК – специальные программы или приложения, которые помогают ребенку сказать то, что он хочет, с помощью символов, изображений или звуков.
С каким образованием можно работать специалистом по запуску речи у неговорящих детей?
Для работы специалистом по запуску речи у неговорящих детей нужно иметь профильное образование — высшее или профпереподготовку. Всем специалистам необходимо уметь проводить логокоррекционную работу с детьми, а также использовать различные методики и технологии по запуску речи у ребенка.
➥ В УРГАПС вы можете пройти онлайн-курсы, которые дадут вам все необходимые знания и навыки для работы специалистом по запуску речи у неговорящих детей: