Как логопедия помогает нейропсихологу
- Мадина, как вы пришли к обучению на логопеда?
- Я пришла в логопедию благодаря основной специальности – нейропсихологии. Я занимаюсь терапией с детьми в медицинском центре и преподаю в Институте развития образования Республики Татарстан.
Работая с клиентами, я заметила, что на прием часто приходят ребята с нарушениями речи – как устной, так и письменной. Работа каждого нейропсихолога должна начинаться с точной диагностики пациента, но как я сделаю это, не зная об особенностях речевых нарушений, не понимая, как выглядит строение речевого аппарата? Стало понятно, что мне нужно расширять свою квалификацию и осваивать новую специальность – логопедию. Тогда я пошла на курс профпереподготовки в УрИПКиП.
- Почему вы выбрали именно наш Институт для обучения логопедии?
- С Уральским институтом у нас давно сложились тесные и теплые отношения. Здесь я проходила первую профпереподготовку на преподавателя психологии и педагога-психолога. Еще тогда мне понравилась организация дистанционного обучения: то, как грамотно выстроена лекционная программа, как изложен материал практических заданий.
Позже я вернулась в УрИПКиП за образованием нейропсихолога – и успешно продолжаю работу в этой специальности. Поэтому, когда возник вопрос о новой профпереподготовке, я уже не сомневалась в выборе. Мне удобно учиться на этой площадке, я убедилась, что полученные знания позволяют мне полноценно развиваться в выбранной профессии. И я с уверенностью рекомендую Уральский институт коллегам и преподавателям, у которых веду занятия.
- Радует, что у вас сложились такие хорошие, продуктивные отношения с УрИПКиП! Расскажите, как вы используете логопедическое образование на практике?
- Я регулярно пользуюсь материалами лекций, ведь необходимость сверяться с пройденным материалом возникает почти каждый день – как в практике, так и в преподавании.
Теперь при работе с детьми я могу быстро выявить речевые нарушения, найти действительную причину того или иного отклонения. Это, в свою очередь, помогает мне быстро составить коррекционную программу и добиться качественного результата в терапии с ребенком.
А как преподаватель я помогаю педагогам узнать основные причины речевых нарушений, подготовиться к работе с такими детьми, использовать и адаптировать под себя новые стандарты и учебные программы. Логопедия играет большую роль в учебно-воспитательном процессе – ведь сложности с устной речью мешают коммуникативным навыкам, а трудности в письме снижают качество обучения. Речевые нарушения требуют не меньше внимания, чем другие особенности развития, потому что их последствия будет ощущать каждый, кто контактирует с ребенком/
Почему логопедия – дефицитная и востребованная специальность
- Новая квалификация помогла вам не только в практике, но и в преподавании. Значит, логопедия актуальна для педагога не меньше, чем психология?
- Да. И актуальность только усиливается, потому что процент речевых нарушений у детей растет. Вместе с тем остро встает вопрос нехватки школьных логопедов – в нашем регионе очень мало таких специалистов. Востребованность и ценность этой профессии в последние годы значительно возросла.
А для того, чтобы соответствовать современным стандартам качества, ориентироваться в актуальных исследованиях по речевому развитию, составлять адаптивные программы – недостаточно одного лишь самообразования. Поэтому качественные курсы с хорошими преподавателями приобретают особую ценность для педагогов.
- Вы упомянули о росте процента речевых нарушений у детей. Как вы считаете, почему так происходит?
- Отчасти это связано с тем, что нарушений действительно стало больше, а отчасти с тем, что увеличилось число обращений. Многие родители не игнорируют симптомы и стараются помочь детям, тем более что сейчас логопедическая коррекция эффективнее, чем когда-либо раньше. Появляются новые курсы по каллиграфии и скорочтению, новые методики помогают справиться даже со сложными проблемами.
Причины нарушений же в основном связаны с развитием технологий. У современных детей значительно выросло экранное время, а популярность чтения снизилась.
Обучение становится все более интерактивным, ребята меньше пишут, делают что-то руками. Еще одна причина – нехватка семейного времени, когда оба родителя работают. Отсутствие совместных игр и прогулок приводит к тому, что ребенок большую часть досуга проводит за компьютером или планшетом.
Почему логопеду сложнее работать не с ребенком, а с его родителями
- Согласна с вами. А с какими сложностями чаще всего сталкивается сам логопед? К чему стоит готовиться новичку в этой специальности?
- Я думаю, что самое сложное – правильно выстроить работу с родителями. Часто взрослые считают, что достаточно отвести ребенка к логопеду, и их роль на этом закончена. На самом деле, пациент сможет прийти к результату, только если его близкие люди тоже подключатся к решению проблемы. Просто сеансы с логопедом не принесут пользы, если дома обстановка останется прежней. Детей нужно мотивировать на изменения и развитие: поправлять, быть внимательным к их речи и письму, находить время на коррекционные игры и занятия в кругу семьи. К сожалению, не всегда бывает просто донести эту мысль до родителей – это отмечали и мои коллеги, и я сама.
Еще одна сложность для начинающего логопеда связана с внутренними рабочими процессами. Как правильно оформить специальную документацию, составить план коррекционных занятий, вести речевые карты?
Рутинная работа логопеда имеет особую специфику, и не всегда есть возможность посоветоваться с коллегами. Но с этой проблемой помогает справиться качественная профпереподготовка. В УрИПКиП этому аспекту уделяют большое внимание через практические задания: каждую работу тщательно проверяют преподаватели, после чего составляют письменную оценку с замечаниями и рекомендациями для каждого Слушателя. Такая обратная связь помогла мне сориентироваться в стандартах и планах, и сложностей теперь не возникает.
- Мадина, вы прошли большой путь: расширили квалификацию, с помощью логопедии углубили нейропсихологическую практику, стали преподавателем. Расскажите, как вы планируете развиваться в дальнейшем?
- Я получаю большое удовольствие от дистанционного обучения, с каждым новым курсом желание учиться только растет. Сейчас планирую углубиться в речевую сферу и получить дополнительную квалификацию по лингвистике. Было бы интересно узнать, как и по каким принципам формируется язык, и применить эти знания в преподавательской и нейропсихологической практике.
За новыми знаниями я снова обращусь к Уральскому институту, потому что уже неоднократно убедилась в качестве программ. Кроме того, обучение здесь не только качественное, но и удобное – например, можно «заморозить» курс и вернуться к нему, когда снова будет время на учебу.
- Приятно, что вы собираетесь и дальше учиться с нами! Мадина, большое спасибо за интервью. Мы желаем вам удачи!