Иногда жизнь сама подталкивает нас к переменам — как это произошло в семье Анны после рождения ребенка с особенностями. Это событие вдохновило ее и мужа стать дефектологами. В интервью Анна рассказала, как новые знания помогают понять и принять своего ребенка, сделать первые шаги в профессии и строить новые большие цели.
Анна Быкова — начинающий педагог-дефектолог
Сменила профессию в месте с мужем: как дефектология стала семейным делом
— Анна, по первому образованию вы экономист. Почему вас заинтересовала совсем другая сфера — дефектология?
— Думаю, что в один момент сошлось сразу несколько событий и факторов. Работая финансистом, я чувствовала, что приближаюсь к потолку — достигла всего, что меня интересовало в этой профессии. Изменения в экономической сфере не вдохновляли, а по-старому работать уже не получалось. В этот период я познакомилась с будущим мужем, который тоже был финансистом, но сменил профессию на педагога. Так я впервые заинтересовалась этим направлением.
Однако решающим фактором для смены профессии стало рождение моего ребенка. У него аутизм.
Я понимала, что особенное родительство должно опираться на особенные, глубокие знания, и решила получить образование по дефектологии. А во время обучения поняла, что могу помочь не только себе, но и другим родителям особенных детей. Так курс по дефектологии стал для меня и личной опорой, и стартом новой карьеры.
— Действительно, сама жизнь подтолкнула вас к смене профессии. Когда вы приняли решение учиться, как выбирали курс и учебное заведение?
— Меня интересовала программа именно по дефектологии, базовых знаний по педагогике мне было недостаточно. Я искала курс с большим объемом информации, но с удаленным форматом обучения — чтобы совмещать с работой. Оказалось, подходящих мне предложений совсем немного.
Тогда муж посоветовал УрИПКиП, где сам проходил курс по дефектологии. Институт полностью оправдал его запросы и помог быстро сменить профессию. Сейчас муж работает педагогом-дефектологом в школе. Я решила последовать его успешному опыту и тоже поступила в Уральский институт.
Программа, на которой училась Анна:
— Ваша история необычна еще и тем, что вы с супругом следуете по общему карьерному пути. Сложно ли строить отношения с человеком из одной профессии?
— Как оказалось, нет. Раньше я думала, что такие отношения строятся на конкуренции, но с возрастом поняла, что в них даже больше поддержки и понимания. Мы знаем, с какими сложностями можно столкнуться в нашей работе, и мотивируем друг друга, подсказываем пути решения, помогаем. Благодаря взаимовыручке мужа и коллег я избежала выгорания и закончила курс с опережением в несколько месяцев.
Также пример супруга показал мне, что не стоит опасаться конкуренции в новой сфере. Многие боятся, что, сменив профессию в зрелом возрасте, будут уступать более молодым коллегам по опыту и навыкам. А кто-то не решается стать педагогом и остается на прежней работе, потому что боится финансовой нестабильности. Пример мужа опровергает все эти страхи и дает мне уверенность в том, что все получится.
Как образование дефектолога помогло понять и принять сына с аутизмом
— Вы упомянули, что пошли учиться на дефектолога в первую очередь для того, чтобы лучше понимать своего ребенка. Что изменилось в ваших отношениях после прохождения курса?
— Знания, полученные в Институте, помогли многое осознать, принять и проработать. Теперь мне проще общаться с сыном, я верно трактую его особенности и правильно на них реагирую. Если раньше я думала, что он чего-то не хочет, то сейчас знаю, что он не может или боится. Я узнала, что аутизм — это бесконечные фобии: такой ребенок не капризничает, а испытывает сильный страх. Я научилась снимать это напряжение, работать с паникой и стрессом. Как итог: мы нашли общий язык, лучше понимаем друг друга, легче взаимодействуем.
— Можете привести пример ситуации, в которой родитель может неправильно понять поведение ребенка с аутизмом?
— Расскажу о ситуации, с которой столкнулась сама. Дети с аутизмом часто испытывают много эмоций, что может выливаться в беспокойный сон с криками, лунатизм. Так случилось и с моим сыном. Раньше я сильно боялась за него и бесконечно таскала по врачам, пытаясь найти причину такого поведения. От каждого визита в больницу у ребенка был всплеск переживаний, а ситуация не менялась. Кроме того, сын чувствовал мою обеспокоенность и боялся еще больше.
Теперь же я понимаю, что это особенность психики, которую нельзя «вылечить», но можно нивелировать. Я перестала нервничать, научилась «переключать» внимание ребенка и успокаивать его эмоции.
Этот результат удалось получить только благодаря знаниям по дефектологии и занятиям в специальном центре. А ведь многие родители даже не знают, что происходит с такими детьми, не владеют нужной информацией об аутизме и других расстройствах. Именно поэтому я захотела помогать таким семьям — им просто необходимо учиться особенному родительству.
— Значит, работа с родителями не менее важна, чем адаптация ребенка?
— Конечно, это важнейший фактор, который часто игнорируется. Принято считать, что помощь необходима лишь ребенку, но любая работа должна начинаться с родителей. Ведь именно они проводят со своими детьми львиную долю времени, именно им ребенок доверяет больше всего. От поведения матери и отца зависит успешная адаптация малыша.
Вместе с тем любой родитель сталкивается с усталостью, а если рождается особенный ребенок, мир и вовсе переворачивается с ног на голову. Первое, что нужно сделать в такой ситуации, — принять ее. К сожалению, я узнала, что большинство родителей не проходят все стадии до конца и «застревают» на этапе отрицания, гнева или депрессии. Именно поэтому в таких случаях нужна особенная, системная и тщательная работа, которая поможет и взрослому, и ребенку облегчить жизнь и симптоматику, найти общий язык.
Как сделать первый шаг к смене профессии и исполнению мечты
— Вы рассказали об очень важном аспекте дефектологии — работе с родителями особенных детей. Хотите сфокусировать карьеру педагога именно на нем?
— Я собираюсь работать со всей семьей комплексно — думаю, что именно такая работа оказывает наилучший эффект. Институт дал мне достаточно знаний и диплом, с которым можно начинать профессиональную деятельность.
Сейчас я получаю свой первый практический опыт — помогаю семье, в которой растет ребенок с задержкой психического развития. Я рассказываю об особенностях диагноза и психики детей с ЗПР, провожу диагностику, даю практики и методики, домашние задания. В дальнейшем планирую закончить карьеру финансиста и устроиться на должность педагога-дефектолога в реабилитационный центр или школу.
Конечная же цель в моем представлении — это собственная школа для родителей и детей с особенностями развития.
В ней я смогу полностью реализовать свою мечту о комплексной семейной терапии. Буду рассказывать об особенном родительстве, помогать взрослым принимать своих детей, сближаться с ними, понимать их потребности.
— У вас замечательная мечта. Уверена, что она сбудется, ведь вы уже прошли через большие изменения. Анна, напоследок дайте совет тем, кто все еще не решается сменить профессию. Как побороть неуверенность и страх?
— Я думаю, что все страхи происходят от одного вопроса — действительно ли мне нужно что-то менять? Когда в вас горит живой интерес, появляется и смелость. А чтобы разобраться в себе, я рекомендую простой метод: распишите плюсы и минусы на бумаге. В случае с получением нового образования, я уверена — плюсов будет больше. Всегда можно попробовать, а если не понравится — полезные знания останутся с вами навсегда.
— Согласна с вами. Анна, спасибо за интересное интервью. Желаем вам удачи!