Почему педагогу нужна психология и где можно ей обучиться
— Людмила, расскажите, в какой области вы работаете?
— Недавно я сменила профессию и стала педагогом-психологом дошкольного образования. Это была моя давняя мечта, но пришла я к ней лишь к 37 годам — до этого была бухгалтером. Сейчас я работаю воспитателем в детском саду и параллельно продолжаю учиться, чтобы нагнать коллег и поднять квалификацию. Мои подопечные — младшая группа, дети от 2 до 3 лет.
Обучаясь на педагога, я заметила нехватку знаний по психологии. Решила расширить квалификацию в этой области, потому что уверена: только разносторонняя работа с ребенком может принести положительный результат. Недостаточно применять только навыки педагога, направленные на развитие и воспитание малыша. Нужно внимательно отслеживать эмоции и психологическое состояние ребенка, чтобы наладить с ним взаимодействие и предупредить проблемы.
— Согласна с вами. А почему вы остановились именно на клинической психологии?
— Это серьезное, близкое к медицине направление. Оно позволяет правильно продиагностировать человека и выявить у него нарушения, психические патологии. Только клинический психолог может в полной мере оценить, насколько вписывается в норму то или иное действие, и, при необходимости, направить человека к психиатру.
Когда клинический психолог работает с детьми, он выявляет патологии и нарушения на раннем этапе, а значит — помогает решить проблему, пока психика ребенка еще гибкая, восприимчивая.
Знание клинической психологии — колоссальное преимущество в рамках профессии педагога. А еще это дефицитная специальность — например, в моем городе Губкинский Ямало-Ненецкого АО совсем мало клинических психологов. Значит, у меня есть конкурентное преимущество.
— Расскажите о своих впечатлениях от обучения в УРИПКИП — насколько оно стало полезным для вас?
— Программа выстроена настолько удобно, что мне удавалось совмещать ее с другим образованием и не выгорать от больших нагрузок. Гибкое расписание позволяло учиться в удобный момент, а разные форматы материалов помогли усваивать информацию максимально комфортно. Например, если не было времени на чтение, я слушала вебинары, а если хотела углубиться в какую-то тему, то находила ответы в электронной библиотеке. Здорово, что библиотека доступна еще 3 месяца после окончания курса — для новичка бывает полезно освежить знания или расширить их, если не хватает компетенций в каком-то вопросе.
Отдельно хочу отметить преподавателей, которые ясно и полно освещали каждую тему, всегда давали обратную связь, помогали при затруднениях. Клинических психологов полноценно готовят к работе в новой профессии, подробно освещая каждый аспект. Например, сперва меня даже смутил большой объем информации по анатомии — казалось, что я углубляюсь в медицину вместо того, чтобы учиться психологии. Но оказалось, что эти знания необходимы для клинического психолога: без понимания механизмов работы мозга невозможно понять природу многих психических заболеваний и отклонений.
Как знания по клинической психологии помогают педагогу работать с особенными детьми
— Рада, что вам понравилось обучение! Людмила, вы уже применяете знания на практике?
— Конечно! Ситуации, когда мне помогает образование клинического психолога, случаются постоянно. Я могу грамотно продиагностировать ребенка в случаях, где педагог бы растерялся.
Например, я могу верно оценить такие ситуации, как постоянный плач ребенка. Многие педагоги не различают виды плача и думают, что такие дети просто обладают плаксивым характером. На самом деле причины могут быть как безобидные (тоска по родителям или страх), так и серьезные, связанные с психическими отклонениями. Мое образование позволяет находить таких детей и оказывать им посильную помощь.
— Расскажите, как вы помогаете детям с нарушениями развития?
— Сейчас я немного ограничена в возможностях ввиду своей должности. Но даже небольшие действия с моей стороны могут принести к значительному результату, поэтому я активно пользуюсь своими навыками.
Первое, что я делаю, увидев у ребенка отклонение в развитии — сообщаю его родителям о своих подозрениях. В дальнейшем именно они должны принять решение, стоит ли помогать ребенку и как это сделать. К сожалению, в 2–3 года детей почти никогда не приводят на работу с психологом. Многие родители беспокоятся, что в этом возрасте психика слишком хрупкая и гибкая. Между тем, психолог намного быстрее справится с проблемой, пока она находится в зачатке или, по крайней мере, поможет ребенку адаптировать свои особенности под окружающий мир.
Что касается моей работы с детьми, я неформально внедряю в педагогический процесс небольшие изменения. Например, начинаю по-другому говорить с особенным ребенком, чуть больше внимания уделяю индивидуальной работе с ним.
Иногда адаптирую под него игры, стараюсь уберечь от потрясений, которые могли бы дестабилизировать состояние ребенка. И кстати, я замечаю, что эти навыки работы с особенными детьми с каждым годом становятся все актуальнее.
Почему детей с особенностями становится все больше и как на это повлиять
— Вы считаете, что детей с особенностями развития становится все больше? Как думаете, почему так происходит?
— К сожалению, да, сейчас заболеваемость намного выше, чем раньше. В каждой группе нашего сада учится минимум один ребенок с отклонением — не говоря уже, что некоторые заболевания можно выявить только в более позднем возрасте. В таких условиях квалификация клинического психолога постепенно становится незаменимой для современного педагога.
Я думаю, что в росте заболеваемости виновато много факторов. На мой взгляд, основные из них: плохая экология, неправильный образ жизни родителей и родовые последствия, когда врачебная ошибка приводит к нарушениям детского развития.
Некоторые специалисты считают, что большую роль играет и генетика, но на моей практике таких случаев практически не было.
— Вы затронули важную тему. Здорово, что благодаря обучению и работе вы помогаете справиться с последствиями этой серьезной проблемы! Людмила, хочется узнать о ваших дальнейших планах. В каком направлении вы планируете развиваться?
— Я хотела бы параллельно с работой педагога начать частную практику клинического психолога. Планирую работать с детьми, но не исключаю, что однажды перейду и на взрослых клиентов. Открыть практику собираюсь в начале осени: к этому моменту проявлю себя как специалиста в круге знакомых, начну вести блог и создам собственный сайт.
А в обучении у меня есть планы пройти программу по дефектологии, чтобы научиться работать с глухонемыми детьми — в нашем детском саду есть такие ребята, и я пока не умею правильно с ними взаимодействовать. Думаю, дефектология значительно расширит мои педагогические и психологические навыки.
— Уверена в этом! Людмила, спасибо за интересное интервью. Желаем вам удачи в развитии и помощи особенным детям!