Преподаватель УрИПКиП выступила на 41-ом Московском международном стоматологическом форуме. Мероприятие «Дентал Салон 2017» проводилось 17–20 апреля в выставочном центре «Крокус Экспо».
Ольга Юрьевна Пузикова, преподаватель кафедры логопедии Уральского института повышения квалификации и переподготовки, детский стоматолог, кандидат медицинских наук и практикующий логопед. Тема доклада О.Ю. Пузиковой – «Комплексная программа профилактики нарушений речи и стоматологических заболеваний у детей с орофациальными дисфункциями». Так принято называть нарушения работы мышц челюстно-лицевой области, которые возникают вследствие неврологических нарушений, «вредных привычек», продолжительного сосания сосок-пустышек, бутылочек и пр.
Преподаватель УрИПКиП выступила перед стоматологами именно в качестве логопеда, обозначив вопросы, о которых врачи ранее даже не задумывались.
– Медики не знают тех проблем, с которыми сталкиваются логопеды, дефектологи, – утверждает Пузикова. – Более того, сегодня малоизвестны инновационные методы коррекции. Все стоматологи знают о брекет-системах, но далеко не всем известны возможности трейнеров, вестибулярных пластинок в коррекции миофункциональных нарушений.
Приведём в пример случай из практики. Мальчик, 12 лет, не выговаривает «р». Все ждут его 14-летия, чтобы поставить брекеты. У ребёнка проблемы в общении со сверстниками, трудности с публичными выступлениями, появляется неуверенность в себе и другие психологические проблемы. Вместо того чтобы просто сидеть и ждать, специалисты уже сейчас могут начать процесс коррекции речи ребёнка с помощью миофункциональных приспособлений. Это не отменяет брекеты, но после тренировки с помощью трейнеров формирование правильного звукопроизношения пройдёт гораздо быстрее.
Взаимодействие специалистов на разных этапах коррекционного вмешательства
Согласно модели взаимодействия логопедов и медиков, разработанной Междисциплинарной ассоциацией миофункциональной терапии, стоматологу, осматривая ребёнка, обязательно следует обращать внимание на его речь. Сегодня 75% детей с факторами риска развития тех или иных речевых нарушений.
Даже после того, как анатомический дефект речевого аппарата устранён с помощью ортодонтических аппаратов или комбинированных методов коррекции, восстановление речи не происходит само по себе. Здесь человеку также требуется помощь логопеда, который научит правильно дышать, поможет формированию правильного положения языка, губ. Если этого не сделать, речевой аппарат может деформироваться снова. К примеру, если не устранить неправильное положение языка, он будет давить на определённый участок челюсти (а сила такого давления достигает 500 гр. на точку), и это приведёт к повторной деформации. Поэтому за медицинской помощью обязательно должна следовать работа с логопедом.
Другие выступления
Всего на данном блоке было 10 выступлений с докладами. Коллеги О.Ю. Пузиковой рассказывали о работе разнопрофильных специалистов в реабилитационный период после устранения нарушений работы речевого аппарата, о новом направлении в стоматологии – кинезиологии.
Преподаватель УрИПКиП отмечает, что практически во всех выступлениях звучала тема необходимости во взаимодействии специалистов.
Решение вопроса взаимодействия на практике
Первым шагом внедрения механизма работы логопеда в тандеме с другими специалистами в практику О.Ю. Пузикова называет вебинар, который пройдёт 20 мая в Системе дистанционного обучения УрИПКиП. На вебинаре Ольга Юрьевна расскажет о практических алгоритмах и методах работы логопеда с педиатром, неврологом, остеопатом, ортодонтом, стоматологом и другими врачами.
Планируется разработка и реализация программы подготовки по вопросам взаимодействия логопедов с медиками и дефектологами. После обучения на курсе специалисты будут понимать, какие конкретные действия следует предпринять, чтобы обеспечить комплексный подход в устранении нарушений речи. Приглашаем слушателей на вебинар 20 мая и желаем новых профессиональных побед преподавателю!