О нужности и важности стоматологических знаний для логопеда рассказывает О. Ю. Пузикова, преподаватель УрИПКиП, к.м.н., доцент, врач-стоматолог, логопед.
Ольга Юрьевна, что общего у клинической стоматологии и логопедии, ведь это медицина и педагогика, клиника и коррекция?
Это только с первого взгляда кажется, что стоматология и логопедия не связаны. Но, если задуматься, речь – основное средство общения. А что способствует корректной функции речи? Нормальный слух и правильное строение органов артикуляции: зубов, челюстей, языка. Миофункциональные нарушения в челюстно-лицевой области влекут за собой, в том числе, и изменение речи. Именно поэтому часто логопед является первым специалистом, к которому обращаются пациенты с миофункциональными дисфункциями.
Какие знания и умения важны в данном случае для логопеда?
При подобных нарушениях логопеду очень важно своевременно правильно поставить диагноз и разъяснить первопричину нарушений как комплексную, а не только речевую проблему. Это требует от специалиста определённых знаний и диагностических умений, так как необходимо выстроить правильный алгоритм коррекционной работы совместно с коллегами-медиками. Сегодня далеко не все логопеды, приступая к работе с ребёнком, имеют сведения о состоянии органов артикуляции и не всегда понимают, какие патологические процессы могут быть в полости рта ребенка.
Именно поэтому в Уральском институте повышения квалификации и переподготовки было принято решение разработать и реализовать программу стоматологической подготовки логопедов.
Конечно. Дело в том, что с каждым годом количество детей с нарушениями речи только увеличивается. Много ребят с тяжёлыми формами, с сочетанными патологиями (сочетанные патологии – комплекс нарушений или патологий, обуславливающие одна другую, например, сочетание сигматизма с открытым прикусом. – Прим. ред.). В ряде случаев причиной нарушения речи служат анатомические нарушения челюстно-лицевого аппарата, патологические процессы, протекающие в полости рта. Логопеду следует знать роль каждого зуба в речи и соответственно выбирать дальнейшую тактику. Также базовые стоматологические компетенции необходимы для того, чтобы принимать решение о проведении, например, логопедического массажа, определять, можно ли выполнять ту или иную манипуляцию в полости рта или нет. Нужно понимать, в каких ситуациях ребёнку необходима комплексная помощь логопеда и специалиста-медика.
Расскажите, пожалуйста, подробнее о новой программе повышения квалификации?
Курс «Клинические основы стоматологии в работе логопеда по коррекции речевых нарушений у детей и взрослых» (144ч) даёт возможность логопедам и дефектологам:
- Получить необходимые знания о клинических проявлениях аномалий челюстно-лицевой области;
- Рассмотреть основные критические периоды развития зубочелюстной системы;
- Выявить основные причины и факторы, приводящие к патологическим изменениям, лежащим в основе нарушений речи;
- Научиться делать выбор оптимального способа устранения/коррекции нарушений.
Что нового узнают опытные логопеды?
В рамках курса предлагается:
- Подробно рассмотреть, какие методы используются на разных этапах онтогенеза, чтобы предотвратить развитие стоматологических заболеваний;
- Изучить клинические проявления заболеваний полости рта, встречающихся в практике логопеда;
- Ознакомиться с миофункциональными аппаратами (стандартными вестибулярнными пластинками, преортодонтическими трейнерами) и вариантами их использования в логопедической практике с целью коррекции речи у детей и взрослых;
- Рассмотреть схему взаимодействия всех специалистов, которые могут быть задействованы в оказании помощи детям с нарушением речи.
В чём особенность данного курса?
Курс уникален и до этого ни в одном учебном заведении не читался. Я проводила мастер-классы по основам стоматологии в логопедии в одном из учебных центров Москвы. Специалисты, которые приходили на обучение, остались очень довольны и говорили о том, как нужны такие знания. Теперь у слушателей УрИПКиП появилась возможность освоить эту программу дистанционно!