Согласно мировой статистике, примерно 10% детей страдают от синдрома дефицита внимания и гиперактивности. В России эти цифры варьируются от 2% до 12%. Такой разброс связан с тем, что из-за схожести симптомов и проявлений СДВГ скрывается под другими диагнозами.
Если исходить из мировых данных, то примерно каждый десятый ребенок с СДВГ. То есть в классе из 30 человек гиперактивных будет примерно трое. Но даже один такой ребенок может сорвать занятия и навести хаос. Поэтому педагогам важно уметь работать с такими детьми.
СДВГ может проявлять себя по-разному — отмечается до 100 особенностей поведения при этом синдроме. Но основных черт всего три:
- невнимательность;
- импульсивность;
- гиперактивность.
► Чаще всего СДВГ выявляется у 7-летних детей. Это вызвано тем, что особенности их поведения очень ярко проявляются именно в условиях школы.
Особенности поведения школьников с СДВГ
Гиперактивные дети отличаются от других детей своим поведением. Чтобы поддерживать дисциплину в классе и не нарушать учебный процесс, педагог должен выстраивать свою работу с учетом особенностей детей с СДВГ.
1. Постоянное движение.
Дети с СДВГ не умеют долго спокойно сидеть на одном месте. Они постоянно крутятся, вертятся, разговаривают, могут начать ходить по классу или раскачиваться на стуле.
Это происходит потому, что питательные вещества в мозг таких детей поступают только во время двигательной активности. Поэтому они вынуждены двигаться и шевелиться.
Рекомендуется привлекать таких детей к выполнению поручений: набрать воды, вымыть доску, собрать тетради, принести журнал.
2. Скука.
Такие дети очень быстро утомляются от однотипных заданий, начинают рисовать на полях, линейках и партах. Болтают с соседями и всячески отвлекаются от выполнения упражнений.
Им можно снижать количество похожих заданий, если понятно, что материал усвоен полностью.
3. Неаккуратность.
Ребенок с СДВГ не может аккуратно и красиво писать или рисовать. В его тетради вы найдете помарки, зачеркивания, исправления и неточности.
Чаще обращайте внимание на содержание работы, иначе регулярное снижение балла за «грязь» может снизить мотивацию к учебе.
4. Страх перед объемами.
Если дети с СДВГ видят в задании 10 примеров, то желание их решать сразу улетучивается. Но 5 раз по 2 примера выполнят с удовольствием.
Поэтому рекомендовано дробить большие задания на несколько.
5. Плохая память.
Они могут пропустить выполнение части заданий, не принести учебник или тетрадь или забыть, зачем вообще все здесь собрались.
Следует специально привлекать их внимание ко всем пунктам упражнений, создавать различные напоминания в виде стикеров или записок, заставлять их вспоминать цель задания.
6. Невозможность сосредоточиться.
Гиперактивным детям трудно долго слушать и смотреть, усваивать информацию. Поэтому лучше сажать их поближе к учителю и периодически привлекать их внимание.
7. Плохая ориентация во времени.
Из-за этого ребенок с СДВГ может опаздывать на уроки, не успевать что-то доделать, нарушать сроки сдачи работ.
Рекомендуется использовать таймер, песочные часы или напоминать о времени.
8. Импульсивность.
Часто дети с СДВГ выкрикивают ответы, так как просто не могут удержать их в себе. Чтобы они научились с этим справляться, можно поощрять тех, кто дождался, пока его спросят. Ввести специальные таблички, которые нужно поднимать, когда знаешь ответ. Всячески тренировать терпение.
9. Эмоциональность.
Гиперактивный ребенок очень любит общаться, он контактен, хочет со всеми дружить. Если его обижают, то он сильно расстраивается, может громко заплакать, вступить в конфликт.
Важно помогать налаживать отношения с одноклассниками, показывать, как правильно.
10. Внешняя мотивация.
Детей с СДВГ можно заставить делать то, что они не хотят, с помощью поощрения. Если придумать бонусную систему, то такие дети охотно будут зарабатывать очки и активно участвовать. Как правило, наказание приводит ровно к обратному результату — ребенок просто перестает делать вообще что-либо.
Практические приемы работы с детьми с СДВГ
Во время работы с гиперактивными детьми педагог должен опираться на их сильные стороны, по возможности игнорируя особенности поведения и не стараясь их устранить. Важно помнить, что дети с СДВГ не могут выполнять задачи комплексно — если он внимательно слушает, то разрешите ему при этом болтать ногами.
► И еще несколько рекомендаций для успешной работы:
- Занимайтесь с ребенком с СДВГ в начале дня и в начале урока, пока он способен сконцентрироваться. Делите занятие на отрезки: минут 10 позанимались, 5 минут отдохнули. Периодически проводите зарядку или пальчиковую гимнастику.
- Сажайте гиперактивных детей поближе к учительскому столу и подальше от отвлекающих факторов: окон, шкафов, плакатов.
- Разрешайте детям с СДВГ двигаться по мере возможности, но так, чтобы они не мешали другим детям.
- Работайте вместе с гиперактивным ребенком, контролируйте его — так ему спокойнее.
- Следите за временем выполнения заданий, напоминайте о результате.
- Учите навыкам самоконтроля и организации, приучайте все записывать, следовать плану и инструкциям. Используйте короткие и понятные правила, не перегружайте информацией.
- Подробно объясняйте задание во всех возможных формах: текстовых, графических, устных. Перед началом выполнения задания попросите ребенка рассказать, как он понял задание.
Как научиться работать с детьми с СДВГ
Если вы уже умеете ладить с детьми и хотите помогать адаптироваться к жизни детям с СДВГ, то стоит рассмотреть специальную программу обучения «Детская патопсихология. Коррекционно-педагогическое сопровождение детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью».
За 2 месяца вы узнаете:
- что такое синдром дефицита внимания с гиперактивностью в нейропсихологии;
- причины возникновения СДВГ, методы диагностики и коррекции;
- особенности обучения детей с СДВГ;
- специфику воспитания таких детей в семье;
- основы и принципы коррекционно-педагогического сопровождения детей с СДВГ.
По окончании учебы вы получите диплом установленного образца и сможете устроиться на работу в любое заведение, где обучают детей с СДВГ: школьные и дошкольные учреждения, детские лагеря, специализированные интернаты, частные организации. Обучение ведется полностью дистанционно, включая прием и отправку документов.
Оставить заявку на программу можно здесь.