Почему логопедам и дефектологам необходимо понимать разницу между нормой и патологией, а также как определить границы своей компетенции в области неврологических обследований, рассказала эксперт АНО ДПО «УрИПКиП», нейропсихолог – Никитаева Екатерина Вадимовна.
Хороший логопед, как и хороший дефектолог, – это специалист с невероятно богатым багажом компетенций. Чтобы только начать свой профессиональный путь, молодым логопедам и дефектологам нужно овладеть множеством навыков для проведения диагностики, коррекции, профилактики и консультирования.
По мере того, как специалист набирается опыта, навыки становятся все крепче, а вот теория со временем может понемногу забываться. Особенно часто это касается тех областей знания, которые, на первый взгляд, напрямую не связаны с практикой.
➥ Яркий пример – знания в области неврологии. Казалось бы, логопеду или дефектологу нет необходимости знать обо всем разнообразии неврологических проблем, которые могут встретиться у их клиентов. И, конечно же, в область профессиональных компетенций этих специалистов не входит постановка неврологических диагнозов (как, впрочем, и любых других). Для этого, к нашему счастью, есть врачи, призванные разбираться во всех тонкостях работы нервной системы и ее нарушениях, причинах этих нарушений и способах их диагностики и преодоления.
Однако, к большому сожалению, далеко не всегда приходящие на прием к логопеду или дефектологу клиенты перед этим посещают компетентного невролога. Это, в свою очередь, напрямую сказывается на эффективности коррекционной работы:
- Ребенок с дизартрией, занимающийся у логопеда, не обследован неврологом – неизвестна причина возникновения дизартрии, которая могла бы быть устранена или ослаблена медикаментозно.
- Ребенок с аутизмом, занимающийся с дефектологом, не получает адекватного лечения – возможный дисбаланс веществ в головном мозге не дает коррекционной работе приносить свои плоды.
- Взрослый человек с афазией после инсульта не имеет на руках адекватных рекомендаций по медикаментозной терапии и коррекции образа жизни – случается повторный инсульт, нивелирующий все успехи восстановительной работы с логопедом.
- Ребенок с нераспознанной эпиактичностью в головном мозге, ранее не проявляющейся в виде приступов, посещает занятия логопеда или дефектолога – и специалист по неведению на занятии провоцирует эпилептический приступ.
Это лишь некоторые примеры, когда понимание специалистом коррекционного профиля основ неврологии, необходимости и значения грамотного неврологического обследования может быть крайне важно.
Каковы же причины, по которым логопедам и дефектологам стоит разбираться в основных вопросах неврологии, а также в существующих видах неврологических обследований?
Знать, где граница между нормой и патологией.
Далеко не всегда родители, обращаясь к специалистам коррекционного профиля впервые, знакомы с полной картиной состояния их ребенка. Нередко логопед или дефектолог становится первым специалистом, с которым сталкиваются родители ребенка с особенностями. Специалисту в таком случае важно распознать возможные симптомы неврологических отклонений и вовремя порекомендовать консультацию у врача-невролога.
Понимать значение медицинских диагнозов и врачебную терминологию в целом.
С университетской скамьи каждый логопед и дефектолог знает, что перед проведением обследования необходимо познакомиться с медицинской документацией ребенка. Однако многим специалистам этот этап кажется в большей степени формальным: диагнозы механически переписываются в логопедическую карту, нередко даже без особого понимания того, что они означают.
В то же время данные неврологических заключений могут дать много важной информации для коррекционной работы:
- как имеющиеся нарушения сказываются на речи и других высших психических функциях;
- какие звенья нервной системы поражены или недостаточно развиты, а какие, наоборот, сохранны;
- как заболевания, связанные с нервной системой, могут сказаться на общем состоянии клиента, его работоспособности, самочувствии, готовности заниматься.
Помимо этого, знание медицинской терминологии важно еще и с точки зрения установления эффективного взаимодействия с коллегами-врачами. Например, для логопедов, работающих в здравоохранении, понимание таких терминов, как «парез», «очаг ишемии», «геморрагический» и т. п., нужно в ежедневном общении с персоналом больницы или поликлиники. Специалистам, работающим в сфере образования или в частном порядке, использовать медицинские термины приходится немного реже. Однако понимание хотя бы базовых терминов, как минимум, повышает компетентность специалиста в глазах коллег.
Понимать, когда и для чего назначают те или иные исследования (ЭЭГ, КТ, МРТ, ПЭТ и пр.) и что могут дать данные этих исследований логопеду и дефектологу.
Нередко специалисты сталкиваются с тем, что их клиентов (детей или взрослых) направляют не просто на стандартное неврологическое обследование, а на узкоспециализированные исследования. В таких случаях будет не лишним понимать, какую полезную информацию можно вынести из результатов этих исследований для целей коррекции. Например, результаты электроэнцефалографии (ЭЭГ) станут опровержением или подтверждением наличия эпиактивности в головном мозге. А вот о том, какие именно области мозга работают не так, как надо (поражены или недостаточно развиты), лучше узнать с помощью методов нейровизуализации – компьютерной томографии (КТ), магнитно-резонансной томографии (МРТ), позитронно-эмиссионной томографии (ПЭТ) и др.
Понимать границы своей компетенции в области неврологических обследований.
В последнее время среди профессионального сообщества логопедов и дефектологов становится довольно популярным самостоятельно назначать клиентам прохождения тех или иных конкретных видов узких неврологических исследований. Однако крайне важно понимать, что результаты этих исследований правильно интерпретировать сможет только (!) врач-невролог. Более того, определить необходимость того или иного вида исследования сможет тоже только врач. Даже среди неврологов не все специалисты являются достаточно высококвалифицированными в конкретной узкой специализации, чтобы достоверно интерпретировать результаты тех или иных инструментальных исследований.
Другое дело, что для логопедов и дефектологов большую ценность могут представлять именно интерпретации результатов этих исследований грамотным врачом. Поэтому логопеды и дефектологи, разбирающиеся в разновидностях неврологических исследований, их целях и значении, могут пользоваться плодами трудов неврологов в своей работе.
Подытожим: логопеды и дефектологи, разбирающиеся в основах неврологических исследований, могут:
- направлять своих клиентов к неврологу тогда, когда это необходимо для успешного проведения коррекционной работы,
- понимать смысл неврологических диагнозов, их влияние на коррекционный процесс,
- использовать результаты неврологических исследований (назначенных и интерпретированных грамотным неврологом) в коррекционной работе.
К тому же специалист, разбирающийся в смежных областях знания, всегда найдет общий язык с коллегами, будет уважаем среди клиентов и профессионального сообщества. А это большой плюс к вашей репутации как профессионала.
Если вы являетесь практикующим логопедом и/или дефектологом, в нашем институте есть программа, которая позволит вам овладеть самой актуальной и современной информацией о неврологической диагностике, которую вы сможете успешно применять на практике.
➥ Узнать подробнее о программе и оставить заявку на обучение можно по ссылке: