00дней
00часов
00минут
00секунд
Спасибо за заявку!
Мы свяжемся с вами в ближайшее время.
Звонок по России бесплатный
Пн-Вск 8:30-20:30 по Москве
8 (800) 775-13-49 Звонок по России бесплатный
Отдел по организации приема
Пн-Вс 8:00-21:00 по Москве
  • Главная
  • Новости
  • Зачем логопедам и дефектологам нужны знания в области неврологических обследований?

Зачем логопедам и дефектологам нужны знания в области неврологических обследований?

Почему логопедам и дефектологам необходимо понимать разницу между нормой и патологией, а также как определить границы своей компетенции в области неврологических обследований, рассказала эксперт АНО ДПО «УрИПКиП», нейропсихолог – Никитаева Екатерина Вадимовна.

Никитаева Екатерина Вадимовна
Специальный психолог
Клинический психолог, практикующий медицинский психолог системы здравоохранения, практикующий учитель-логопед, специалист в области нейропсихологии и нейрореабилитации.

Хороший логопед, как и хороший дефектолог, – это специалист с невероятно богатым багажом компетенций. Чтобы только начать свой профессиональный путь, молодым логопедам и дефектологам нужно овладеть множеством навыков для проведения диагностики, коррекции, профилактики и консультирования.

По мере того, как специалист набирается опыта, навыки становятся все крепче, а вот теория со временем может понемногу забываться. Особенно часто это касается тех областей знания, которые, на первый взгляд, напрямую не связаны с практикой.

➥ Яркий пример – знания в области неврологии. Казалось бы, логопеду или дефектологу нет необходимости знать обо всем разнообразии неврологических проблем, которые могут встретиться у их клиентов. И, конечно же, в область профессиональных компетенций этих специалистов не входит постановка неврологических диагнозов (как, впрочем, и любых других). Для этого, к нашему счастью, есть врачи, призванные разбираться во всех тонкостях работы нервной системы и ее нарушениях, причинах этих нарушений и способах их диагностики и преодоления.

Однако, к большому сожалению, далеко не всегда приходящие на прием к логопеду или дефектологу клиенты перед этим посещают компетентного невролога. Это, в свою очередь, напрямую сказывается на эффективности коррекционной работы:

  • Ребенок с дизартрией, занимающийся у логопеда, не обследован неврологом – неизвестна причина возникновения дизартрии, которая могла бы быть устранена или ослаблена медикаментозно.
  • Ребенок с аутизмом, занимающийся с дефектологом, не получает адекватного лечения – возможный дисбаланс веществ в головном мозге не дает коррекционной работе приносить свои плоды.
  • Взрослый человек с афазией после инсульта не имеет на руках адекватных рекомендаций по медикаментозной терапии и коррекции образа жизни – случается повторный инсульт, нивелирующий все успехи восстановительной работы с логопедом.
  • Ребенок с нераспознанной эпиактичностью в головном мозге, ранее не проявляющейся в виде приступов, посещает занятия логопеда или дефектолога – и специалист по неведению на занятии провоцирует эпилептический приступ.

Это лишь некоторые примеры, когда понимание специалистом коррекционного профиля основ неврологии, необходимости и значения грамотного неврологического обследования может быть крайне важно.

Каковы же причины, по которым логопедам и дефектологам стоит разбираться в основных вопросах неврологии, а также в существующих видах неврологических обследований?

Знать, где граница между нормой и патологией.

Далеко не всегда родители, обращаясь к специалистам коррекционного профиля впервые, знакомы с полной картиной состояния их ребенка. Нередко логопед или дефектолог становится первым специалистом, с которым сталкиваются родители ребенка с особенностями. Специалисту в таком случае важно распознать возможные симптомы неврологических отклонений и вовремя порекомендовать консультацию у врача-невролога.

Понимать значение медицинских диагнозов и врачебную терминологию в целом. 

С университетской скамьи каждый логопед и дефектолог знает, что перед проведением обследования необходимо познакомиться с медицинской документацией ребенка. Однако многим специалистам этот этап кажется в большей степени формальным: диагнозы механически переписываются в логопедическую карту, нередко даже без особого понимания того, что они означают.

В то же время данные неврологических заключений могут дать много важной информации для коррекционной работы:

  • как имеющиеся нарушения сказываются на речи и других высших психических функциях;
  • какие звенья нервной системы поражены или недостаточно развиты, а какие, наоборот, сохранны;
  • как заболевания, связанные с нервной системой, могут сказаться на общем состоянии клиента, его работоспособности, самочувствии, готовности заниматься.

Помимо этого, знание медицинской терминологии важно еще и с точки зрения установления эффективного взаимодействия с коллегами-врачами. Например, для логопедов, работающих в здравоохранении, понимание таких терминов, как «парез», «очаг ишемии», «геморрагический» и т. п., нужно в ежедневном общении с персоналом больницы или поликлиники. Специалистам, работающим в сфере образования или в частном порядке, использовать медицинские термины приходится немного реже. Однако понимание хотя бы базовых терминов, как минимум, повышает компетентность специалиста в глазах коллег.

Понимать, когда и для чего назначают те или иные исследования (ЭЭГ, КТ, МРТ, ПЭТ и пр.) и что могут дать данные этих исследований логопеду и дефектологу.

Нередко специалисты сталкиваются с тем, что их клиентов (детей или взрослых) направляют не просто на стандартное неврологическое обследование, а на узкоспециализированные исследования. В таких случаях будет не лишним понимать, какую полезную информацию можно  вынести из результатов этих исследований для целей коррекции. Например, результаты электроэнцефалографии (ЭЭГ) станут опровержением или подтверждением наличия эпиактивности в головном мозге. А вот о том, какие именно области мозга работают не так, как надо (поражены или недостаточно развиты), лучше узнать с помощью методов нейровизуализации – компьютерной томографии (КТ), магнитно-резонансной томографии (МРТ), позитронно-эмиссионной томографии (ПЭТ) и др.

Понимать границы своей компетенции в области неврологических обследований.

В последнее время среди профессионального сообщества логопедов и дефектологов становится довольно популярным самостоятельно назначать клиентам прохождения тех или иных конкретных видов узких неврологических исследований. Однако крайне важно понимать, что результаты этих исследований правильно интерпретировать сможет только (!) врач-невролог. Более того, определить необходимость того или иного вида исследования сможет тоже только врач. Даже среди неврологов не все специалисты являются достаточно высококвалифицированными в конкретной узкой специализации, чтобы достоверно интерпретировать результаты тех или иных инструментальных исследований.

Другое дело, что для логопедов и дефектологов большую ценность могут представлять именно интерпретации результатов этих исследований грамотным врачом. Поэтому логопеды и дефектологи, разбирающиеся в разновидностях неврологических исследований, их целях и значении, могут пользоваться плодами трудов неврологов в своей работе.

Подытожим: логопеды и дефектологи, разбирающиеся в основах неврологических исследований, могут:

  • направлять своих клиентов к неврологу тогда, когда это необходимо для успешного проведения коррекционной работы,
  • понимать смысл неврологических диагнозов, их влияние на коррекционный процесс,
  • использовать результаты неврологических исследований (назначенных и интерпретированных грамотным неврологом) в коррекционной работе.

К тому же специалист, разбирающийся в смежных областях знания, всегда найдет общий язык с коллегами, будет уважаем среди клиентов и профессионального сообщества. А это большой плюс к вашей репутации как профессионала.

Если вы являетесь практикующим логопедом и/или дефектологом, в нашем институте есть программа, которая позволит вам овладеть самой актуальной и современной информацией о неврологической диагностике, которую вы сможете успешно применять на практике.

➥ Узнать подробнее о программе и оставить заявку на обучение можно по ссылке:

Неврология для логопедов и дефектологов. Неврологические методы обследования детей и взрослых, расшифровка неврологических заключений
144 часов / 1 мес.
Дисциплины: Специальные
Подходит для действующих специалистов
21 000 руб
15 700 руб
Оставить заявку
Заявка на обучение или консультацию
Задайте нам Ваш вопрос, и наши специалисты проконсультируют Вас в ближайшее время.
Спасибо за заявку!
Мы свяжемся с вами в ближайшее время.

Заявка на обучение или консультацию
Внимание! Отдел по организации приема работает дистанционно без выходных!
Возврат 13%
Возврат 13%
Подробнее
По запросу предоставляем пакет документов для получения налогового вычета в ФНС в размере 13% от стоимости обучения
Регулярные онлайн-вебинары
Регулярные онлайн-вебинары
Подробнее
Онлайн вебинары с экспертами, которые вы можете посетить бесплатно во время обучения и получить сертификат за каждый посещенный вебинар. Доступны 10000+ в завписи
Служба сопровождения
Служба сопровождения
Подробнее
Отдел по сопровождению учебного процесса отвечает на любые вопросы о программах, содержании материалов, документах. Контакт-центр на любые вопросы о том, как скачать и загрузить в систему материал, почистить кеш, сменить браузер и т.д.)
Бессрочный доступ
Бессрочный доступ
Подробнее
Доступ к учебным материалам навсегда после успешного окончания курса. Записи более 10000 вебинаров доступны ещё 90 дней после успешного завершения курса.
Беспроцентная рассрочка
Беспроцентная рассрочка
Подробнее
На программы профпереподготовки и профессионального обучения. Рассчитывается индивидуально, без скрытых платежей и участия банка.
Скидки на программы
Скидки на программы
Подробнее
Скидки от 3% для групп от 3-х человек. Чем больше группа, тем выше процент скидки. Скидка 5% на повторное обучение и для ряда льготных категорий. Уточнить, положена ли вам льготная скидка, можно у специалиста отдела по организации приема.
Дистанционный* формат
Дистанционный* формат
Подробнее
Процессы поступления и обучения, все виды тестирований (экзамен, квалификационный экзамен) проводятся дистанционно*. Документы отправляем бесплатно «Почтой России» после успешного завершения обучения.
Доступ к biblioclub.ru
Доступ к biblioclub.ru
Подробнее
На время обучения предоставляется доступ к университетской электронной библиотеке, содержащей более 150 000 книг, периодических изданий и мультимедийных материалов.

Мы обрабатываем данные посетителей и используем куки согласно политике.

Задать вопрос
Задайте нам Ваш вопрос, и наши специалисты проконсультируют Вас в ближайшее время.
Спасибо за заявку!
Мы свяжемся с вами в ближайшее время.