АВА-терапия (Applied Behavior Analysis) или ПАП-терапия (Прикладной Анализ Поведения) — обучающая методика, основанная на изучении поведенческих факторов и способах их корректировки.
Основной принцип АВА-терапии — у любого поведения есть причины. И поведение человека здесь рассматривается как отдельный язык, имеющий свое значение и смысл. Задача АВА-терапевта заключается в том, чтобы расшифровать этот язык и научиться вести на нем диалог.
Чаще всего АВА-терапию используют в реабилитации детей с расстройствами аутистического спектра, так как именно у них патология проявляется в виде поведенческих нарушений. Но метод можно применять и в коррекции поведения людей с ДЦП, синдромом Дауна, нарушениями коммуникации, пищевого поведения, деменцией, фобиями и т. п.
Если коротко описать суть методики, то она будет заключаться в следующем: «Делай, что тебе говорят, и тогда получишь вознаграждение». Звучит это немного жестко и даже напоминает дрессировку, поэтому у АВА-терапии достаточно много критиков. Но на самом деле в обычной жизни родители часто применяют похожие методы, сами того не замечая. Например, когда обещают конфету после съеденного супа или дают поиграть в планшет после выполненных домашних заданий.
Для детей с нарушениями поведения АВА-терапия — это отличный способ выработать необходимые для жизни в обществе социальные навыки, вроде гигиены, самообслуживания, общения и так далее. И методика действительно работает, что не раз научно доказано.
Как работает АВА-терапия
АВА-терапия всегда начинается с диагностики. Специалист наблюдает за ребенком и отмечает особенности его поведения. Он выясняет, что интересует ребенка, что ему нравится, а что не очень. Какие действия он любит выполнять, а какие — не может или не хочет.
Также для более полной картины опрашиваются родители и проводятся специальные тесты. На основании всех полученных данных строится индивидуальный план занятий, где обязательно учитываются цели и задачи терапии.
► Например, для ребенка дошкольного возраста это может быть формирование и закрепление следующих навыков:
- установление зрительного контакта;
- имитация движений и действий с предметами;
- понимание просьб и выполнение команд;
- узнавание родных и близких;
- указание на желаемые вещи и предметы.
Целей может быть несколько, и для каждой из них составляется свой план.
После этого начинаются занятия, на которых специалист поощряет правильное поведение и никак не реагирует на неправильное. Важно помнить, что если ребенок ведет себя не так, как требуется, то его не наказывают и не ругают — такое поведение просто игнорируется. Со временем ребенок учится тому, что надо делать, вместо того, что нельзя делать.
Как сделать АВА-терапию наиболее эффективной
Один из основоположников прикладного анализа поведения американский психиатр Оле Ивар Ловаас выяснил, что дети, которые занимались не менее 40 часов в неделю, к концу учебного года смогли достичь возрастной нормы показателей интеллекта и поступили в обычную школу.
Отсюда следует, что заниматься АВА-терапией нужно много и долго, и это требует значительного вложения времени, сил и средств. Если такой возможности нет, то начинать не стоит, так как краткосрочные занятия только навредят ребенку. Минимальное время терапии — 20 часов в неделю.
Помимо этого, чтобы получить максимум от занятий, следует придерживаться определенных правил:
- не отвлекать ребенка во время занятий;
- использовать реально влияющий на ребенка стимул;
- начинать и заканчивать занятия с действий, приятных ребенку;
- подключать к терапии родителей.
Обучение можно считать оконченным, когда ребенок может освоить любой навык за 2—3 повтора. Например, вы пару раз показали ему, как закрыть замок ключом, — он повторил.
Как изучить методику прикладного анализа поведения
В России ощущается катастрофическая нехватка специалистов, умеющих работать по методике прикладного анализа поведения. Поэтому многие родители самостоятельно осваивают АВА-терапию, чтобы получить нужные знания.
В нашем институте освоить специальную коррекционную методику взаимодействия с детьми, подростками и взрослыми, страдающими поведенческими расстройствами, могут как специалисты, которые хотят расширить практику, так и родители детей с нарушениями поведения.
На курсе «Прикладной анализ поведения (ABA-терапия): коррекция поведенческих расстройств и развитие адаптивных форм поведения» за 4 месяца вы научитесь осуществлять диагностику лиц с нарушениями поведения, проводить коррекционную работу, оценивать результаты и динамику обучения. Обучение проводится полностью в дистанционном формате, поэтому учиться можно из любой точки мира. После успешного окончания курса все его материалы останутся у вас навсегда.
► Оставьте заявку на программу здесь. Наш менеджер свяжется с вами и ответит на все ваши вопросы.