Звонок по России бесплатный
Пн-Вск 8:30-20:30 по Москве
8 (800) 775-13-49 Звонок по России бесплатный
Отдел по организации приема
Пн-Вс 8:00-21:00 по Москве
  • Главная
  • Cтатьи
  • Дыхательная гимнастика для детей: особенности и примеры упражнений

Дыхательная гимнастика для детей: особенности и примеры упражнений

Многие дети сталкиваются с трудностями речи, которые мешают им полноценно общаться и выражать свои мысли. Дыхательная гимнастика — эффективный метод коррекции этих нарушений и основа для развития правильного речевого дыхания детей. Рассказываем об особенностях дыхательных упражнений. 

Содержание статьи:

Дыхательная гимнастика для детей

Определение дыхательной гимнастики

Дыхательная гимнастика в логопедии — это последовательность упражнений для детей. Зарядка развивает правильное речевое дыхание, которое напрямую влияет на то, насколько правильно ребенок будет произносить звуки. 

Такая гимнастика включает сочетание вдохов и выдохов разных типов (через рот и нос, короткие и длинные, сильные и слабые) и задержки дыхания. 

Помимо очевидной логопедической пользы, упражнения насыщают организм малыша кислородом, укрепляют общее физическое состояние ребенка, тренируют мышцы и органы, участвующие в физиологическом процессе дыхания.

В чем польза дыхательной гимнастики?

Упражнения на дыхание довольно простые, но если выполнять их постоянно, то это приведет к очень хорошим результатам. Помимо того, что правильное дыхание играет огромную роль в развитии речи, у дыхательной гимнастики следующие преимущества:

1. Правильное дыхание благотворно влияет на здоровье ребенка: улучшает работу ключевых систем организма — дыхательной, пищеварительной и нервной, положительно влияет на развитие головного мозга и сердца, повышает иммунитет и помогает бороться с заболеваниями верхних дыхательных путей (насморк, ларингит, фарингит, бронхит), бронхиальной астмой.

2. Упражнения учат ребенка, как поддерживать громкость речи на одном уровне, правильно расставлять паузы, говорить без запинок и даже осознанно пользоваться интонированием. 

3. Глубокий короткий вдох и правильный продолжительный выдох позволяют малышу научиться управлять своим голосом: звучать непрерывно и плавно, переходить от тихой речи к громкой и наоборот, не запинаться. 

4. Чтобы справиться со стрессом и волнением, взрослым часто советуют правильно дышать. Этот же совет пригодится и детям, чтобы успокоиться и расслабиться, улучшить общее психологическое состояние. 

5. Для правильного произношения некоторых звуков необходимо использовать сильный выдох и энергичную воздушную струю — а этому как раз учит дыхательная зарядка.

6. Дыхательные упражнения насыщают мозг кислородом, что благотворно сказывается на умственных способностях ребенка.

Как специалисту по логопедии внедрить дыхательную гимнастику в свою работу?

Пройти специальное обучение — например, на дистанционном курсе профессиональной переподготовки «Логопедия. Содержание и организация коррекционно-педагогической работы с обучающимися, имеющими нарушения речи и коммуникации, с дополнительной специализацией в области дошкольной дефектологии» вы не только получите знания по дыхательной гимнастике, но и узнаете о других методах коррекции речевого дыхания. 

Логопедия. Содержание и организация коррекционно-педагогической работы с обучающимися, имеющими нарушения речи и коммуникации, с дополнительной специализацией в области дошкольной дефектологии
1340 часов / 13.5 мес.
Дисциплины: Специальные
Подходит для действующих специалистов
69 500 руб
56 400 руб
Оставить заявку
Заявка на обучение или консультацию
Задайте нам Ваш вопрос, и наши специалисты проконсультируют Вас в ближайшее время.
Спасибо за заявку!
Мы свяжемся с вами в ближайшее время.

С какими логопедическими проблемами помогают справиться дыхательные упражнения?

У детей встречаются следующие нарушения речевого дыхания:

  1. Громкость и объем речи неравномерны из-за того, что ребенок делает резкие и прерывистые выдохи. 
  2. Ребенок не умеет распределять дыхание на всю фразу. Он может выдохнуть весь воздух в середине слова, поэтому ему приходится сделать дополнительный вдох, чтобы сказать второй или третий слог. 
  3. Короткий и слабый вдох-выдох, ведущие к тому, что речь едва различима, приходится напрягать слух, чтобы ее услышать. 
  4. Торопливая речь без перерывов, с «захлебываниями», когда ребенок пытается проговорить фразу на одном вдохе. 
  5. Искажение отдельных звуков из-за слишком слабого выдоха или неправильно направленной воздушной струи.

Комплекс дыхательной гимнастики

  • Веселые звуки

Логопед предлагает ребенку спеть песенки гласных звуков. Например, у буквы «А» песня такая: «А-А-А», причем буквы любят, когда песня получается длинная. Малыш набирает воздух полуоткрытым ртом и на одном выдохе растягивает звук. Во время упражнения педагог следит за четким произношением. Сначала можно петь только одиночные звуки — А, И, О, Э и т. д., потом объединять их в сочетания — ИО, АУ, УА. 

  • Хомячок

Ребенок задерживает дыхание, надувая щеки, проходит десять шагов, а затем легонько хлопает себя по щекам, выпуская воздух. Потом проходит еще несколько шагов, дыша носом, словно ищет новую еду, как настоящий хомячок. 

  • Трубач

Малыш подносит к губам воображаемую трубу, на выдохе произносит «Ту-ту-ту», как будто дует в нее. 

  • Комарик 

Упражнение выполняется сидя. Ребенок обхватывает ногами ножки стула, руки кладет на пояс. После этого делает вдох, медленно поворачивает туловище в сторону, а потом выдыхает и показывает, как пищит комар: «З-З-З». Возвращается в исходное положение и повторяет упражнение, поворачивая корпус в другую сторону. 

  • Ветряная мельница

Понадобится игрушечная мельница или какая-нибудь другая вертушка. Ребенок дует на лопасти игрушки, взрослый поддерживает его стихотворением: 

Ветер, ветер, ты могуч,

Ты гоняешь стаи туч!

Нужно следить, чтобы ребенок дул на одном выдохе, не надувал щеки и не поднимал плечи. 

Логопедический массаж и артикуляционная гимнастика в преодолении моторных нарушений устной речи у детей и взрослых
144 часов / 2 мес.
Дисциплины: Специальные
Подходит для действующих специалистов
10 900 руб
7 300 руб
Оставить заявку
Заявка на обучение или консультацию
Задайте нам Ваш вопрос, и наши специалисты проконсультируют Вас в ближайшее время.
Спасибо за заявку!
Мы свяжемся с вами в ближайшее время.

  • Дровосек

Нужно встать прямо, ноги поставить чуть уже плеч. На выдохе ребенок складывает руки топориком и поднимает вверх. Резко, как будто под тяжестью топора, малыш выдыхает, опускает вытянутые руки вниз и наклоняет корпус, «прорубая» воздух. Произносит «Ух». 

  • Паровозик 

Ребенок изображает паровоз — сгибает руки и имитирует движение колес поезда, параллельно говоря: «Чух-чух». Упражнение меняется в зависимости от уровня подготовки ребенка — можно регулировать то, насколько ребенок громко, быстро или часто произносит фразу. 

  • Аист

Подойдет для детей более старшего возраста, которые уже умеют держать равновесие. Ребенок поднимает руки и разводит их в стороны (можно сказать малышу, что это его крылья), одну ногу поднимает и сгибает ее в колене. Стоит так, сколько сможет (но не больше нескольких минут), затем выдыхает и говорит «Ш-ш-ш», опуская руки и ногу. 

  • Футбол

Логопед сооружает из кубиков, конструктора или карандашей импровизированные ворота. Делает шарик из ваты или берет любой другой маленький шарик и предлагает дуть на него, чтобы забить «гол». Педагог следит, чтобы в каждый свой ход ребенок делал только один плавный и сильных выдох и не добирал воздух, а губы складывал «трубочкой». 

  •  Бульбульки

Логопед берет два прозрачных пластиковых стаканчика: один полностью заполняет водой, а в другой наливает чуть-чуть. Дает ребенку трубочку. Суть игры: в стакан, доверху заполненный водой, нужно дуть слабо, чтобы не расплескать жидкость, а в стакан, где мало воды, — сильно, чтобы появились пузырики. 

Как правильно выполнять дыхательную зарядку?

Чтобы занятия были продуктивными и пошли на пользу, нужно не забывать о рекомендациях специалистов:

  • Перед занятиями нужно вытереть пыль в помещении и проветрить его, при возможности включить увлажнитель воздуха.
  • Во время выполнения упражнений важно, чтобы ребенок был в правильной позе: держал прямо спину, не сутулился, не напрягал плечи и шею. 
  • После приема пищи должно пройти не меньше 1,5 — 2 часов.
  • Для каждого упражнения достаточно 3-5 повторений. Перенапряжение может привести к гипервентиляции легких: головокружению, побледнению. 
  • Необходимо научить ребенка сосредотачиваться на своих ощущениях при движении диафрагмы и межреберных мышц, а также на продолжительности произвольного вдоха и выдоха, плавности и ритмичности дыхания в целом. 
  • Чтобы малышу было интересно делать гимнастику, стоит проводить занятия в игровой форме и придумать каждому упражнению особое «детское» название. 

Программы по теме статьи

Специальное (дефектологическое) образование по направлению «Работа с обучающимися с нарушениями речи и коммуникации». Речевая терапия детей, подростков, взрослых
1280 часов / 8.5 мес.
Дисциплины: Специальные
Подходит для действующих специалистов
77 000 руб
69 400 руб
Оставить заявку
Заявка на обучение или консультацию
Задайте нам Ваш вопрос, и наши специалисты проконсультируют Вас в ближайшее время.
Спасибо за заявку!
Мы свяжемся с вами в ближайшее время.
Специальное (дефектологическое) образование по направлению «Работа с обучающимися с нарушениями речи и коммуникации» с дополнительной специализацией в области коррекционной педагогики и методики начального обучения
1340 часов / 6.5 мес.
Дисциплины: Специальные
Подходит для действующих специалистов
62 100 руб
48 600 руб
Оставить заявку
Заявка на обучение или консультацию
Задайте нам Ваш вопрос, и наши специалисты проконсультируют Вас в ближайшее время.
Спасибо за заявку!
Мы свяжемся с вами в ближайшее время.

Заявка на обучение или консультацию
Внимание! Отдел по организации приема работает дистанционно без выходных!
Возврат 13%
Возврат 13%
Подробнее
По запросу предоставляем пакет документов для получения налогового вычета в ФНС в размере 13% от стоимости обучения
Регулярные онлайн-вебинары
Регулярные онлайн-вебинары
Подробнее
Онлайн вебинары с экспертами, которые вы можете посетить бесплатно во время обучения и получить сертификат за каждый посещенный вебинар. Доступны 10000+ в завписи
Служба сопровождения
Служба сопровождения
Подробнее
Отдел по сопровождению учебного процесса отвечает на любые вопросы о программах, содержании материалов, документах. Контакт-центр на любые вопросы о том, как скачать и загрузить в систему материал, почистить кеш, сменить браузер и т.д.)
Бессрочный доступ
Бессрочный доступ
Подробнее
Доступ к учебным материалам навсегда после успешного окончания курса. Записи более 10000 вебинаров доступны ещё 90 дней после успешного завершения курса.
Беспроцентная рассрочка
Беспроцентная рассрочка
Подробнее
На программы профпереподготовки и профессионального обучения. Рассчитывается индивидуально, без скрытых платежей и участия банка.
Скидки на программы
Скидки на программы
Подробнее
Скидки от 3% для групп от 3-х человек. Чем больше группа, тем выше процент скидки. Скидка 5% на повторное обучение и для ряда льготных категорий. Уточнить, положена ли вам льготная скидка, можно у специалиста отдела по организации приема.
Дистанционный* формат
Дистанционный* формат
Подробнее
Процессы поступления и обучения, все виды тестирований (экзамен, квалификационный экзамен) проводятся дистанционно*. Документы отправляем бесплатно «Почтой России» после успешного завершения обучения.
Доступ к biblioclub.ru
Доступ к biblioclub.ru
Подробнее
На время обучения предоставляется доступ к университетской электронной библиотеке, содержащей более 150 000 книг, периодических изданий и мультимедийных материалов.

Мы обрабатываем данные посетителей и используем куки согласно политике.

Задать вопрос
Задайте нам Ваш вопрос, и наши специалисты проконсультируют Вас в ближайшее время.
Спасибо за заявку!
Мы свяжемся с вами в ближайшее время.