Многие дети сталкиваются с трудностями речи, которые мешают им полноценно общаться и выражать свои мысли. Дыхательная гимнастика — эффективный метод коррекции этих нарушений и основа для развития правильного речевого дыхания детей. Рассказываем об особенностях дыхательных упражнений.
Содержание статьи:
- Определение дыхательной гимнастики
- В чем польза дыхательной гимнастики?
- Как специалисту по логопедии внедрить дыхательную гимнастику в свою работу?
- С какими логопедическими проблемами помогают справиться дыхательные упражнения?
- Комплекс дыхательной гимнастики
- Как правильно выполнять дыхательную зарядку?
Определение дыхательной гимнастики
Дыхательная гимнастика в логопедии — это последовательность упражнений для детей. Зарядка развивает правильное речевое дыхание, которое напрямую влияет на то, насколько правильно ребенок будет произносить звуки.
Такая гимнастика включает сочетание вдохов и выдохов разных типов (через рот и нос, короткие и длинные, сильные и слабые) и задержки дыхания.
Помимо очевидной логопедической пользы, упражнения насыщают организм малыша кислородом, укрепляют общее физическое состояние ребенка, тренируют мышцы и органы, участвующие в физиологическом процессе дыхания.
В чем польза дыхательной гимнастики?
Упражнения на дыхание довольно простые, но если выполнять их постоянно, то это приведет к очень хорошим результатам. Помимо того, что правильное дыхание играет огромную роль в развитии речи, у дыхательной гимнастики следующие преимущества:
1. Правильное дыхание благотворно влияет на здоровье ребенка: улучшает работу ключевых систем организма — дыхательной, пищеварительной и нервной, положительно влияет на развитие головного мозга и сердца, повышает иммунитет и помогает бороться с заболеваниями верхних дыхательных путей (насморк, ларингит, фарингит, бронхит), бронхиальной астмой.
2. Упражнения учат ребенка, как поддерживать громкость речи на одном уровне, правильно расставлять паузы, говорить без запинок и даже осознанно пользоваться интонированием.
3. Глубокий короткий вдох и правильный продолжительный выдох позволяют малышу научиться управлять своим голосом: звучать непрерывно и плавно, переходить от тихой речи к громкой и наоборот, не запинаться.
4. Чтобы справиться со стрессом и волнением, взрослым часто советуют правильно дышать. Этот же совет пригодится и детям, чтобы успокоиться и расслабиться, улучшить общее психологическое состояние.
5. Для правильного произношения некоторых звуков необходимо использовать сильный выдох и энергичную воздушную струю — а этому как раз учит дыхательная зарядка.
6. Дыхательные упражнения насыщают мозг кислородом, что благотворно сказывается на умственных способностях ребенка.
Как специалисту по логопедии внедрить дыхательную гимнастику в свою работу?
Пройти специальное обучение — например, на дистанционном курсе профессиональной переподготовки «Логопедия. Содержание и организация коррекционно-педагогической работы с обучающимися, имеющими нарушения речи и коммуникации, с дополнительной специализацией в области дошкольной дефектологии» вы не только получите знания по дыхательной гимнастике, но и узнаете о других методах коррекции речевого дыхания.
С какими логопедическими проблемами помогают справиться дыхательные упражнения?
У детей встречаются следующие нарушения речевого дыхания:
- Громкость и объем речи неравномерны из-за того, что ребенок делает резкие и прерывистые выдохи.
- Ребенок не умеет распределять дыхание на всю фразу. Он может выдохнуть весь воздух в середине слова, поэтому ему приходится сделать дополнительный вдох, чтобы сказать второй или третий слог.
- Короткий и слабый вдох-выдох, ведущие к тому, что речь едва различима, приходится напрягать слух, чтобы ее услышать.
- Торопливая речь без перерывов, с «захлебываниями», когда ребенок пытается проговорить фразу на одном вдохе.
- Искажение отдельных звуков из-за слишком слабого выдоха или неправильно направленной воздушной струи.
Комплекс дыхательной гимнастики
- Веселые звуки
Логопед предлагает ребенку спеть песенки гласных звуков. Например, у буквы «А» песня такая: «А-А-А», причем буквы любят, когда песня получается длинная. Малыш набирает воздух полуоткрытым ртом и на одном выдохе растягивает звук. Во время упражнения педагог следит за четким произношением. Сначала можно петь только одиночные звуки — А, И, О, Э и т. д., потом объединять их в сочетания — ИО, АУ, УА.
- Хомячок
Ребенок задерживает дыхание, надувая щеки, проходит десять шагов, а затем легонько хлопает себя по щекам, выпуская воздух. Потом проходит еще несколько шагов, дыша носом, словно ищет новую еду, как настоящий хомячок.
- Трубач
Малыш подносит к губам воображаемую трубу, на выдохе произносит «Ту-ту-ту», как будто дует в нее.
- Комарик
Упражнение выполняется сидя. Ребенок обхватывает ногами ножки стула, руки кладет на пояс. После этого делает вдох, медленно поворачивает туловище в сторону, а потом выдыхает и показывает, как пищит комар: «З-З-З». Возвращается в исходное положение и повторяет упражнение, поворачивая корпус в другую сторону.
- Ветряная мельница
Понадобится игрушечная мельница или какая-нибудь другая вертушка. Ребенок дует на лопасти игрушки, взрослый поддерживает его стихотворением:
Ветер, ветер, ты могуч,
Ты гоняешь стаи туч!
Нужно следить, чтобы ребенок дул на одном выдохе, не надувал щеки и не поднимал плечи.
- Дровосек
Нужно встать прямо, ноги поставить чуть уже плеч. На выдохе ребенок складывает руки топориком и поднимает вверх. Резко, как будто под тяжестью топора, малыш выдыхает, опускает вытянутые руки вниз и наклоняет корпус, «прорубая» воздух. Произносит «Ух».
- Паровозик
Ребенок изображает паровоз — сгибает руки и имитирует движение колес поезда, параллельно говоря: «Чух-чух». Упражнение меняется в зависимости от уровня подготовки ребенка — можно регулировать то, насколько ребенок громко, быстро или часто произносит фразу.
- Аист
Подойдет для детей более старшего возраста, которые уже умеют держать равновесие. Ребенок поднимает руки и разводит их в стороны (можно сказать малышу, что это его крылья), одну ногу поднимает и сгибает ее в колене. Стоит так, сколько сможет (но не больше нескольких минут), затем выдыхает и говорит «Ш-ш-ш», опуская руки и ногу.
- Футбол
Логопед сооружает из кубиков, конструктора или карандашей импровизированные ворота. Делает шарик из ваты или берет любой другой маленький шарик и предлагает дуть на него, чтобы забить «гол». Педагог следит, чтобы в каждый свой ход ребенок делал только один плавный и сильных выдох и не добирал воздух, а губы складывал «трубочкой».
- Бульбульки
Логопед берет два прозрачных пластиковых стаканчика: один полностью заполняет водой, а в другой наливает чуть-чуть. Дает ребенку трубочку. Суть игры: в стакан, доверху заполненный водой, нужно дуть слабо, чтобы не расплескать жидкость, а в стакан, где мало воды, — сильно, чтобы появились пузырики.
Как правильно выполнять дыхательную зарядку?
Чтобы занятия были продуктивными и пошли на пользу, нужно не забывать о рекомендациях специалистов:
- Перед занятиями нужно вытереть пыль в помещении и проветрить его, при возможности включить увлажнитель воздуха.
- Во время выполнения упражнений важно, чтобы ребенок был в правильной позе: держал прямо спину, не сутулился, не напрягал плечи и шею.
- После приема пищи должно пройти не меньше 1,5 — 2 часов.
- Для каждого упражнения достаточно 3-5 повторений. Перенапряжение может привести к гипервентиляции легких: головокружению, побледнению.
- Необходимо научить ребенка сосредотачиваться на своих ощущениях при движении диафрагмы и межреберных мышц, а также на продолжительности произвольного вдоха и выдоха, плавности и ритмичности дыхания в целом.
- Чтобы малышу было интересно делать гимнастику, стоит проводить занятия в игровой форме и придумать каждому упражнению особое «детское» название.