00дней
00часов
00минут
00секунд
Спасибо за заявку!
Мы свяжемся с вами в ближайшее время.
Звонок по России бесплатный
Пн-Вск 8:30-20:30 по Москве
8 (800) 775-13-49 Звонок по России бесплатный
Отдел по организации приема
Пн-Вс 8:00-21:00 по Москве

Артикуляционная логопедическая гимнастика

Артикуляционная гимнастикой называют специальные комплексы упражнений, которые логопеды применяют в своей работе для улучшения детской речи.

В статье рассмотрим задачи и виды детской артикуляционной гимнастики, а также разберем, при каких речевых нарушениях ее используют.

Содержание статьи:

Артикуляционная гимнастика

Задачи артикуляционной гимнастики

Артикуляционная гимнастика выполняет несколько задач. 

Во-первых, помогает исправить у детей ошибки в произношении различных звуков, улучшая четкость и разборчивость речи. 

Во-вторых, развивает и укрепляет мышцы лица и артикуляционные органы, что способствует более точным движениям во время произношения звуков. 

В-третьих, развивает координацию речевых органов, которая важна для чистоты и ясности речи. 

В-четвертых, артикуляционная гимнастика помогает научиться правильно дышать во время звукопроизношения и влияет на интонацию и темп речи.

Как стать специалистом по артикуляционной гимнастике 

Вы — практикующий логопед и хотите получить новые компетенции, полезные для работы? Приглашаем вас пройти курс повышения квалификации «Логопедический массаж и артикуляционная гимнастика в преодолении моторных нарушений устной речи у детей и взрослых (144ч)». 

Логопедический массаж и артикуляционная гимнастика в преодолении моторных нарушений устной речи у детей и взрослых
144 часов / 2 мес.
Дисциплины: Специальные
Подходит для действующих специалистов
10 900 руб
7 300 руб
Оставить заявку
Заявка на обучение или консультацию
Задайте нам Ваш вопрос, и наши специалисты проконсультируют Вас в ближайшее время.
Спасибо за заявку!
Мы свяжемся с вами в ближайшее время.

На курсе вы научитесь выполнять основные приемы логопедического массажа (поглаживание, разминание, вибрацию, плотное нажатие), проводить расслабляющий и активизирующий массаж, а также устранять недостатки дикции с помощью артикуляционной гимнастики. 

Другие программы по логопедии и дефектологии:

Тяжелые нарушения речи (ТНР). Содержание и технологии логопедической работы при алалии, афазии, дизартрии, ринолалии в соответствии с ФГОС ОВЗ
340 часов / 3 мес.
Дисциплины: Специальные
Подходит для действующих специалистов
16 900 руб
11 200 руб
Оставить заявку
Заявка на обучение или консультацию
Задайте нам Ваш вопрос, и наши специалисты проконсультируют Вас в ближайшее время.
Спасибо за заявку!
Мы свяжемся с вами в ближайшее время.
Специальное (дефектологическое) образование по направлению «Работа с обучающимися с нарушениями речи и коммуникации»
620 часов / 5.5 мес.
Дисциплины: Специальные
Подходит для действующих специалистов
27 600 руб
24 900 руб
Оставить заявку
Заявка на обучение или консультацию
Задайте нам Ваш вопрос, и наши специалисты проконсультируют Вас в ближайшее время.
Спасибо за заявку!
Мы свяжемся с вами в ближайшее время.
Специальное (дефектологическое) образование по направлению «Работа с обучающимися с нарушениями речи и коммуникации» с дополнительной специализацией в области нейропсихологии
1370 часов / 13 мес.
Дисциплины: Специальные
Подходит для действующих специалистов
82 200 руб
66 100 руб
Оставить заявку
Заявка на обучение или консультацию
Задайте нам Ваш вопрос, и наши специалисты проконсультируют Вас в ближайшее время.
Спасибо за заявку!
Мы свяжемся с вами в ближайшее время.

Два вида артикуляционной гимнастики для детей

Упражнения в артикуляционной гимнастике обычно разделяют на статические и динамические. 

Статическими называют те упражнения, смысл которых состоит в удерживании конкретного положения артикуляционных органов. Такие упражнения помогают укрепить мышцы губ, языка и мягкого нёба и запомнить их правильное положение при произношении тех или иных звуков. 

Популярные статические упражнения:

  • «Трубочка» — попросите ребенка сомкнуть губы, а потом вытянуть их вперед, как будто бы он пьет из трубочки. Удерживать губы таким образом нужно на протяжении 8-15 секунд.
  • «Лопаточка» — попросите ребенка расслабить язык так, чтобы кончик языка стал широким. Затем попросите его приоткрыть рот и положить кончик языка на нижнюю губу. Удерживать такое положение нужно в течение 10 секунд.
  • «Парус» — попросите ребенка широко раскрыть рот и широкий кончик языка поставить за передние верхние зубы. Затем попросите ребенка попробовать прогнуть язык вперед, прижав боковые края языка к верхним боковым зубам. Удерживать «парус» нужно 10 секунд.

Специальное (дефектологическое) образование по направлению «Работа с обучающимися с нарушениями речи и коммуникации». Речевая терапия детей, подростков, взрослых
1280 часов / 8.5 мес.
Дисциплины: Специальные
Подходит для действующих специалистов
77 000 руб
69 400 руб
Оставить заявку
Заявка на обучение или консультацию
Задайте нам Ваш вопрос, и наши специалисты проконсультируют Вас в ближайшее время.
Спасибо за заявку!
Мы свяжемся с вами в ближайшее время.

Динамическими называют упражнения, которые включают повторение движений, изменяющих положение артикуляционных органов. Эти упражнения нужны, чтобы помочь ребенку запомнить, как правильно двигать губами, языком и другими органами, отвечающими за звукопроизношение.

Распространенные динамические упражнения:

  • «Шторки» — попросите ребенка приоткрыть рот так, чтобы нижняя губа закрывала нижние зубы, а верхняя была поднята так, чтобы открывались верхние зубы. Затем попросите его поменять положение губ: теперь нижнюю губу нужно опустить так, чтобы нижние зубы стали открыты, а верхнюю губу нужно опустить, чтобы верхние зубы оказались закрыты. Упражнение нужно выполнить 5 раз.
  • «Дятел» — попросите ребенка широко открыть рот, а потом начать с силой ударять языком в бугорки за верхними зубами. В этот момент ребенку нужно произносить звук «д» как дятел «д-д-д-д». Упражнение нужно выполнять на протяжении 10-20 секунд.
  • «Часики» — попросите ребенка приоткрыть рот, высунуть язык и сделать его кончик узким. Затем попросите его начать двигать языком от одного уголка рта к другому, не касаясь губ. Упражнение нужно выполнять медленно в течение 20 секунд.

Артикуляционная гимнастика в работе логопеда

Артикуляционная гимнастика — один из основных инструментов логопедической работы, которым должен владеть каждый специалист в области речевых нарушений.

Выполнение артикуляционной гимнастики полезно во время работы со всеми детьми, у которых есть дефекты речи, связанные с отклонениями в звукопроизношении, например: 

  • дизартрия (когда у ребенка нарушена моторика артикуляционных органов, из-за чего он испытывает трудности с произношением звуков или речью в целом);
  • дислалия (когда ребенок делает неправильные движения артикуляционными органами, что приводит к неверному произношению звуков);
  • ринолалия (когда у ребенка есть дефекты речевого аппарата, которые мешают ему правильно произносить звуки).

Гимнастика дает возможность укрепить и развить мышц артикуляционного аппарата, что позволяет улучшить произношение звуков, повысить скорость и плавность речи и преодолеть названные речевые отклонения.

Занятия артикуляционной гимнастикой могут проводиться логопедом и в индивидуальном формате, и в группе. Упражнения следует выполнять на ежедневной основе, поэтому важно, чтобы логопеды объясняли родителям, как делается артикуляционная гимнастика, а те занимались с детьми дома.

Начинать заниматься артикуляционной гимнастикой нужно с раннего возраста — регулярное выполнение упражнений поможет улучшить состояние речевого развития ребенка и предотвратить возможные дефекты речи в будущем. 

Заявка на обучение или консультацию
Внимание! Отдел по организации приема работает дистанционно без выходных!
Возврат 13%
Возврат 13%
Подробнее
По запросу предоставляем пакет документов для получения налогового вычета в ФНС в размере 13% от стоимости обучения
Регулярные онлайн-вебинары
Регулярные онлайн-вебинары
Подробнее
Онлайн вебинары с экспертами, которые вы можете посетить бесплатно во время обучения и получить сертификат за каждый посещенный вебинар. Доступны 10000+ в завписи
Служба сопровождения
Служба сопровождения
Подробнее
Отдел по сопровождению учебного процесса отвечает на любые вопросы о программах, содержании материалов, документах. Контакт-центр на любые вопросы о том, как скачать и загрузить в систему материал, почистить кеш, сменить браузер и т.д.)
Бессрочный доступ
Бессрочный доступ
Подробнее
Доступ к учебным материалам навсегда после успешного окончания курса. Записи более 10000 вебинаров доступны ещё 90 дней после успешного завершения курса.
Беспроцентная рассрочка
Беспроцентная рассрочка
Подробнее
На программы профпереподготовки и профессионального обучения. Рассчитывается индивидуально, без скрытых платежей и участия банка.
Скидки на программы
Скидки на программы
Подробнее
Скидки от 3% для групп от 3-х человек. Чем больше группа, тем выше процент скидки. Скидка 5% на повторное обучение и для ряда льготных категорий. Уточнить, положена ли вам льготная скидка, можно у специалиста отдела по организации приема.
Дистанционный* формат
Дистанционный* формат
Подробнее
Процессы поступления и обучения, все виды тестирований (экзамен, квалификационный экзамен) проводятся дистанционно*. Документы отправляем бесплатно «Почтой России» после успешного завершения обучения.
Доступ к biblioclub.ru
Доступ к biblioclub.ru
Подробнее
На время обучения предоставляется доступ к университетской электронной библиотеке, содержащей более 150 000 книг, периодических изданий и мультимедийных материалов.

Мы обрабатываем данные посетителей и используем куки согласно политике.

Задать вопрос
Задайте нам Ваш вопрос, и наши специалисты проконсультируют Вас в ближайшее время.
Спасибо за заявку!
Мы свяжемся с вами в ближайшее время.