Артикуляционная гимнастикой называют специальные комплексы упражнений, которые логопеды применяют в своей работе для улучшения детской речи.
В статье рассмотрим задачи и виды детской артикуляционной гимнастики, а также разберем, при каких речевых нарушениях ее используют.
Содержание статьи:
- Задачи артикуляционной гимнастики
- Как стать специалистом по артикуляционной гимнастике
- Два вида артикуляционной гимнастики для детей
- Артикуляционная гимнастика в работе логопеда
- Как стать специалистом по артикуляционной гимнастике
Задачи артикуляционной гимнастики
Артикуляционная гимнастика выполняет несколько задач.
Во-первых, помогает исправить у детей ошибки в произношении различных звуков, улучшая четкость и разборчивость речи.
Во-вторых, развивает и укрепляет мышцы лица и артикуляционные органы, что способствует более точным движениям во время произношения звуков.
В-третьих, развивает координацию речевых органов, которая важна для чистоты и ясности речи.
В-четвертых, артикуляционная гимнастика помогает научиться правильно дышать во время звукопроизношения и влияет на интонацию и темп речи.
Как стать специалистом по артикуляционной гимнастике
Вы — практикующий логопед и хотите получить новые компетенции, полезные для работы? Приглашаем вас пройти курс повышения квалификации «Логопедический массаж и артикуляционная гимнастика в преодолении моторных нарушений устной речи у детей и взрослых (144ч)».
На курсе вы научитесь выполнять основные приемы логопедического массажа (поглаживание, разминание, вибрацию, плотное нажатие), проводить расслабляющий и активизирующий массаж, а также устранять недостатки дикции с помощью артикуляционной гимнастики.
Другие программы по логопедии и дефектологии:
Два вида артикуляционной гимнастики для детей
Упражнения в артикуляционной гимнастике обычно разделяют на статические и динамические.
Статическими называют те упражнения, смысл которых состоит в удерживании конкретного положения артикуляционных органов. Такие упражнения помогают укрепить мышцы губ, языка и мягкого нёба и запомнить их правильное положение при произношении тех или иных звуков.
Популярные статические упражнения:
- «Трубочка» — попросите ребенка сомкнуть губы, а потом вытянуть их вперед, как будто бы он пьет из трубочки. Удерживать губы таким образом нужно на протяжении 8-15 секунд.
- «Лопаточка» — попросите ребенка расслабить язык так, чтобы кончик языка стал широким. Затем попросите его приоткрыть рот и положить кончик языка на нижнюю губу. Удерживать такое положение нужно в течение 10 секунд.
- «Парус» — попросите ребенка широко раскрыть рот и широкий кончик языка поставить за передние верхние зубы. Затем попросите ребенка попробовать прогнуть язык вперед, прижав боковые края языка к верхним боковым зубам. Удерживать «парус» нужно 10 секунд.
Динамическими называют упражнения, которые включают повторение движений, изменяющих положение артикуляционных органов. Эти упражнения нужны, чтобы помочь ребенку запомнить, как правильно двигать губами, языком и другими органами, отвечающими за звукопроизношение.
Распространенные динамические упражнения:
- «Шторки» — попросите ребенка приоткрыть рот так, чтобы нижняя губа закрывала нижние зубы, а верхняя была поднята так, чтобы открывались верхние зубы. Затем попросите его поменять положение губ: теперь нижнюю губу нужно опустить так, чтобы нижние зубы стали открыты, а верхнюю губу нужно опустить, чтобы верхние зубы оказались закрыты. Упражнение нужно выполнить 5 раз.
- «Дятел» — попросите ребенка широко открыть рот, а потом начать с силой ударять языком в бугорки за верхними зубами. В этот момент ребенку нужно произносить звук «д» как дятел «д-д-д-д». Упражнение нужно выполнять на протяжении 10-20 секунд.
- «Часики» — попросите ребенка приоткрыть рот, высунуть язык и сделать его кончик узким. Затем попросите его начать двигать языком от одного уголка рта к другому, не касаясь губ. Упражнение нужно выполнять медленно в течение 20 секунд.
Артикуляционная гимнастика в работе логопеда
Артикуляционная гимнастика — один из основных инструментов логопедической работы, которым должен владеть каждый специалист в области речевых нарушений.
Выполнение артикуляционной гимнастики полезно во время работы со всеми детьми, у которых есть дефекты речи, связанные с отклонениями в звукопроизношении, например:
- дизартрия (когда у ребенка нарушена моторика артикуляционных органов, из-за чего он испытывает трудности с произношением звуков или речью в целом);
- дислалия (когда ребенок делает неправильные движения артикуляционными органами, что приводит к неверному произношению звуков);
- ринолалия (когда у ребенка есть дефекты речевого аппарата, которые мешают ему правильно произносить звуки).
Гимнастика дает возможность укрепить и развить мышц артикуляционного аппарата, что позволяет улучшить произношение звуков, повысить скорость и плавность речи и преодолеть названные речевые отклонения.
Занятия артикуляционной гимнастикой могут проводиться логопедом и в индивидуальном формате, и в группе. Упражнения следует выполнять на ежедневной основе, поэтому важно, чтобы логопеды объясняли родителям, как делается артикуляционная гимнастика, а те занимались с детьми дома.
Начинать заниматься артикуляционной гимнастикой нужно с раннего возраста — регулярное выполнение упражнений поможет улучшить состояние речевого развития ребенка и предотвратить возможные дефекты речи в будущем.